Время новостей
     N°230, 09 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2003
Безопасность Европы начинается на Кавказе
На брюссельском саммите ЕС в конце этой недели европейские державы наконец-то сделают решающий шаг к единой конституции в целом и к общей политике в области безопасности и обороны, в частности. Данное направление интеграции до сих пор отставало от остальных, но надеюсь, что Рубикон будет теперь перейден. Задачи, стоящие перед общей политикой, все более очевидны. Вызовы, с которыми Единая Европа сталкивается сегодня или столкнется завтра, вполне определенны. Прежде всего это опасность, исходящая от нестабильных и распадающихся государств, распространение оружия массового уничтожения, угроза терроризма и организованной преступности, этнические конфликты.

Сегодняшнее развитие событий в регионах, расположенных в непосредственной близости от Европейского Союза, свидетельствует о том, насколько важно скорейшее решение вопроса о политике в области безопасности. Ситуация на Кавказе, где президент Шеварднадзе был вынужден уйти в отставку под давлением народных выступлений, иллюстрирует многие из вызовов, встающих перед Европой. Экономика Грузии, которой Запад, прежде всего США, оказывал существенную помощь, находится в состоянии свободного падения. В ней царствуют организованная преступность и всеобъемлющая коррупция.

Сегодняшняя Грузия -- это государство на грани распада. В случае его краха нестабильность распространится по всем окрестностям подобно кругам по воде. Кавказ и без этого представляет собой взрывоопасный очаг нестабильности, и я не исключаю, что в случае дальнейшего обострения ситуации кризис затронет гораздо более широкое пространство. В интересах европейцев содействовать установлению там стабильности, в противном случае мы рискуем ощутить на себе самые разнообразные последствия этого кризиса. Жители европейских стран зачастую не поддерживают активное участие Евросоюза в урегулировании конфликтов за пределами границ ЕС, считая, что «не европейское это дело». Политики европейских стран вынуждены прислушиваться к общественному мнению. Однако нам, гражданам Единой Европы, пора понять, что мы не сможем отгородиться от того, что происходит по соседству.

США и при Клинтоне, и при Буше прилагали усилия к тому, чтобы помочь Грузии и Шеварднадзе. Что же касается позиции России, то она имела различные аспекты. Москва вела в регионе сложную игру, связанную не только с попытками разрешить чеченский конфликт, но и со стремлением в долгосрочном плане сохранить лидирующую роль на Кавказе. В этой связи характерно высказывание президента Путина о том, что Шеварднадзе получил по заслугам, поскольку игнорировал «геополитические реалии», иными словами -- не признавал значения России.

Российская игра продолжается и сегодня. Москва постоянно заявляет об уважении территориальной целостности Грузии, однако визит в российскую столицу лидеров трех грузинских автономий сразу после отставки Шеварднадзе -- ясная заявка на будущее. Автономии фактически провозгласили свою независимость, а ведь во всех трех размещены российские войска, пусть даже в форме «миротворческих сил». Если добавить ко всей этой картине Панкисское ущелье, граничащее с чеченской зоной боевых действий, и роль Грузии в транзите каспийской нефти на мировые рынки, то вывод напрашивается не слишком оптимистический. Надеюсь ошибиться, но предвижу, что грузинская драма еще далека от завершения и Европа не вправе устраниться от нее.

Другая драма, которая в еще большей степени затрагивает интересы ЕС, разыгрывается на берегах Днестра. Конфликт в Молдавии продолжается с 1992 года, Москва уже давно обещает вывести свои войска из региона, но раз за разом заявляет, что нуждается для этого в дополнительном времени. План мирного урегулирования, весьма неожиданно предложенный недавно президентом Путиным и внезапно поддержанный и приднестровскими сепаратистами, и молдавским руководством, предусматривал сохранение российского военного присутствия и создание «асимметричной федерации», что, по сути, приближало Приднестровье к независимости. Неудивительно, что план не нашел поддержки ни у международного сообщества, ни у молдавской оппозиции, и в итоге его реализация сорвалась. ЕС готов предложить свой план урегулирования. Приднестровский конфликт Россия и Европа могут решить только вместе, и обе стороны в этом заинтересованы. Ведь самопровозглашенная республика -- очаг разного рода противозаконной деятельности, и ситуация здесь способна перерасти в проблему, решение которой требует огромных усилий. Ни ЕС, ни Россия не могут допустить, чтобы в новой Европе существовали «черные дыры».

Проблемы Грузии и Молдавии только что обсуждались на ежегодной министерской встрече ОБСЕ в Маастрихте. При всем уважении к этой организации приходится признать, что ее перспективы и возможности воспринимаются сегодня иначе, чем десять лет назад. Тогда казалось, что по окончании «холодной войны» именно ОБСЕ сможет взять на себя лидерство в разрешении коллизий, подобных грузинской или молдавской. Сейчас очевидно, что такого рода проблемы скорее под силу разрешить ЕС, НАТО или ООН.

Перед Европейским Союзом встает серьезная проблема. Этой организации необходимы политические, экономические и военные ресурсы, чтобы быть в состоянии справиться с новыми вызовами. Прежде всего речь идет об обеспечении стабильности и строительстве государственности в странах, которые не способны сделать это самостоятельно. События в Тбилиси и Кишиневе необходимо внимательно проанализировать, чтобы понять, что нужно делать и к чему нужно готовиться Европе.

Карл БИЛЬДТ, бывший премьер-министр Швеции, -- для газеты «Время новостей»