Время новостей
     N°232, 11 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2003
ТНК-ВР уплывает
Латвийский терминал Ventspils Nafta может стать англо-российским
Основным претендентом на покупку латвийского нефтетерминала Ventspils Nafta, судя по всему, становится англо-российская ТНК-ВР. В ближайшие дни руководство компании намерено посетить Латвию, в том числе Вентспилс, чтобы обсудить возможности развития бизнеса в этой стране. Правда, в ТНК-ВР утверждают, что не ведут переговоров с акционерами терминала о покупке у них контрольного пакета, но аналитики отмечают, что именно эта российская компания может предложить владельцам Ventspils Nafta самые выгодные условия. Сегодня состоится заседание совета директоров ТНК-ВР, на котором будет рассмотрена стратегия развития компании на пять лет. Возможно, именно с ее разработкой и исполнением и связан интерес ТНК-ВР к латвийскому терминалу.

Ventspils Nafta -- незамерзающий нефтяной терминал латвийского порта Вентспилс с пропускной способностью 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год. 47,87% акций компании принадлежит Latvijas Naftas Tranzits (объединение предприятий, занимающихся перевалкой нефти и нефтепродуктов, фактически контролируется шестью предпринимателями, причем оперативным управлением занимается, по сути, один из них -- мэр Вентспилса Айварс Лембергс), 42,68% контролирует правительство Латвии, из них 5% сейчас передается в собственность Latvijas Naftas Tranzits, которая должна расплатиться за них в течение трех лет.

В январе этого года Россия отказалась экспортировать нефть через порт Вентспилс. Формально это объяснялось необходимостью развивать собственные трубопроводные мощности, в частности Балтийскую трубопроводную систему (БТС). Однако фактически решение было принято из-за желания «Транснефти» получить контроль над Ventspils Nafta. Как заявляли в российской компании, для возобновления транспортировки через порт Вентспилс «Транснефти» придется вложить в развитие инфраструктуры 150 млн долл. В обмен на инвестиции компания требовала передать ей часть акций Ventspils Nafta. Между тем акционеров терминала такое предложение не устроило, переговоры сторон зашли в тупик, и в середине года «Транснефть» заявила, что терминал Ventspils Nafta ей не интересен.

Вместе с тем акционеры порта стали искать возможность заработать хотя бы какие-то средства в условиях, когда нефть через терминал экспортируется в мизерном объеме (привезенная по железной дороге). Фактически порт не стал банкротом только благодаря высоким ценам на нефть и нефтепродукты -- для российских компаний при такой конъюнктуре рынка оставались рентабельными дорогостоящие железнодорожные перевозки. В результате за 11 месяцев через Ventspils Nafta было перевалено 10,1 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Но даже это не особенно помогло компании: в первом полугодии ее прибыль составила всего 24,4 тыс. латов (50 тыс. долларов).

В такой ситуации акционеры вынуждены всеми силами стараться вернуть российскую нефть в трубопровод Полоцк--Вентспилс, поскольку при падении цен на нефть рентабельность железнодорожных перевозок снизится и российские нефтяники наверняка от них откажутся. Летом появлялась информация, что в покупке порта был заинтересован ЮКОС. Однако сейчас в компании заявляют, что не ведут переговоры с латвийской стороной. В свою очередь пресс-секретарь Ventspils Nafta Гундега Варпа заявила агентству BNS, что концерн ищет стратегических партнеров, способных возобновить поставки нефти по трубопроводу, и переговоры ведутся ежедневно с различными компаниями. Уточнить названия этих компаний г-жа Варпа отказалась. В неформальных беседах представители концерна отмечали, что пока приостановили свои контакты с ЮКОСом, ожидая, чем разрешится скандал вокруг компании. А источник газеты «Время новостей», знакомый с ситуацией, заявляет, что ТНК-ВР уже неоднократно обсуждала с латвийской стороной варианты сотрудничества.

По мнению аналитиков, ТНК-ВР сегодня самый выгодный партнер для Ventspils Nafta. Прежде всего эксперты отмечают, что из 300 тыс. тонн нефти, которую перевалили через терминал в ноябре, около 80% принадлежит именно ТНК-ВР. Как отмечает аналитик ИК «НИКойл» Лев Сныков, у англо-российского альянса лучше других отлажены поставки сырья по железной дороге. Кроме того, контрольный пакет Ventspils Nafta (а большинство экспертов уверены, что переговоры могут идти только о покупке контрольного пакета) обойдется ТНК-ВР дешевле, чем ЮКОСу, которому придется доплачивать акционерам терминала премию за риск, связанный с ситуацией вокруг российской компании. Весь пакет акций терминала эксперт оценивает в 150--200 млн долл. «Транснефть» же, по мнению аналитика, с учетом темпов роста мощности БТС может позволить себе не обращать внимание на Вентспилсский порт, ведь даже в случае приобретения его акций ТНК-ВР трубопровод на российской территории останется под контролем «Транснефти», с которой нефтяной компании придется договариваться о поставках.

Денис РЕБРОВ