Время новостей
     N°2, 13 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.01.2004
Toyota осторожно въезжает
Третий автоконцерн в мире решился собирать машины в России
Toyota Motor -- третий в мире автоконцерн, выпускающий около 5,8 млн машин в год, -- все же собирается организовать сборку своих автомобилей в России. Правда, сообщает японская газета Kyodo News, при условии, что «ежегодные продажи ее автомобилей на российском рынке удвоятся и достигнут 50 тыс. машин в год». В наступившем году, согласно официальным прогнозам компании, этого условия японцам достичь не удастся -- рост продаж ожидается всего до 30 тыс. авто. Однако эксперты уверены, что концерн все же откроет производство в России, а сдерживают его другие факторы -- например, необходимость оснащать авто российскими деталями с целью получения льгот на ввоз зарубежных комплектующих.

Продавать машины в России через собственные торговые дома Toyota стала в начале 1990-х. И до сих пор основным препятствием организации в России рентабельного производства японцы называют недостаточный уровень продаж. В 2001 году россияне приобрели немногим более 4 тыс. новых машин -- всего 5% от всех проданных в России иномарок. В 2002 году было реализовано 8302 автомобиля Toyota и 328 Lexus. 2003 год стал рекордным -- продажи по отношению к 2002 году увеличились более чем в три раза и достигли 25 тыс. авто (плюс еще 1397 Lexus).Теперь Toyota лидирует в продажах новых иномарок, занимая 16% российского рынка.

На фоне бума продаж в прошлом году появилась и первая информация о грядущем строительстве Toyota собственного завода в России. Например, в апреле японское издание Nihon Keizai Shimbun сообщило, что Toyota Motor собирается строить производство внедорожников Land Cruiser и моделей Corolla в ближайшие три-четыре года. В российском офисе корпорации на все связанные с этим вопросы отвечали, что решение о строительстве пока не принято. В августе на московском автосалоне вице-президент Toyota Motor Фумитака Кавашима подтвердил намерения организовать производство, уточнив, правда, что конкретных планов пока нет. А уже в октябре Россию навестил председатель корпорации Хироши Окуда. Японская Kyodo News истолковала его визит как оценку производственных возможностей российских мощностей. Представители Toyota побывали на ГАЗе, УАЗе и «Ижмаше». После чего появилась информация, что японцы хотят получить не просто сборочное производство, а завод с полным циклом, который позволит не только расширить продажи в России, но и экспортировать продукцию в Европу.

Эксперты не сомневаются, что производство в России Toyota в конце концов организует. Однако случится это, полагает аналитик UFG Елена Сахнова, скорее всего не ранее 2006 года. По ее мнению, если бы японцы приняли окончательное решение, то достигнутые в 2003 году объемы продаж были бы сочтены достаточными. Организация производства внутри страны и удешевление себестоимости уже сами по себе несут увеличение продаж в несколько раз, напоминает г-жа Сахнова, приводя в пример компанию Ford: до организации производства во Всеволожске она продавала в Росси 4 тыс. машин, в 2002 году, с началом собственного производства, -- уже 7 тыс., в 2003-м -- 14 тыс., а в этом году продажи ожидаются на уровне 20 тыс. автомобилей. Так что колебаться японских коллег заставляют скорее иные факторы, нежели объемы продаж, считает аналитик. Например, неразвитость российского рынка автокомпонентов. Ведь для того, чтобы получить льготы на их ввоз, нужно оснащать машины российскими деталями. А Toyota, занимающая первые позиции среди мировых производителей по соотношению цена--качество, вряд ли будет рисковать своим имиджем, полагает г-жа Сахнова.

Яна ВИКТОРОВА