Время новостей
     N°16, 02 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.02.2004
Джон Болтон: «США продолжат поиски оружия массового уничтожения»
Помощник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс на днях фактически признала, что американская разведка могла ошибиться в оценках угрозы, исходящей из Ирака. Это, по ее словам, неудивительно, «в столь закрытой и засекреченной стране, как Ирак». Но Белый Дом не оставляет попыток -- особенно перед президентскими выборами -- найти запасы оружия массового уничтожения в Ираке. Одновременно Вашингтон следит за ситуацией с вооружениями в Иране и Северной Корее. Об этом корреспондентам газеты «Время новостей» Андрею ЗЛОБИНУ и Елене СУПОНИНОЙ рассказал старший заместитель государственного секретаря США Джон БОЛТОН, на днях посетивший Москву. Это его первое интервью российской газете.

-- Глава группы американских инспекторов в Ираке Дэвид Кэй, уйдя только что в отставку, объявил, что оружие массового уничтожения (ОМУ) в Ираке не найдено. Не означает ли это, что утверждения Вашингтона о таком оружии в Ираке -- большая ложь для оправдания войны?

-- Наше мнение о том, что Ирак разрабатывает ОМУ, основывалось на фактах. В конце 80-х Ирак использовал химоружие против собственных граждан -- курдов, еще против иранцев в ходе ирано-иракской войны. В Ираке имелись значительные запасы химических и биологических реагентов. Ирак сам заявлял об этом инспекторам ООН в начале 90-х годов. Документы, предъявленные иракцами, подтверждали уничтожение только части материалов. Иракцы заявили Хансу Бликсу (теперь бывший глава комиссии ООН по разоружению Ирака. -- Ред.), что на часть уничтоженных запасов не имеют подтверждающих документов. Бликс ответил, что это не мармелад, чтобы это уничтожать без документов.

До войны в беседах со мной российские представители, знакомые с ситуацией в Ираке, говорили, что у Ирака имелись возможности для создания ОМУ. Поэтому, если оружие не будет найдено, американские инспекторы должны разобраться, что же произошло с этими тысячами тонн отравляющих веществ. Были ли они уничтожены, спрятаны или вывезены? Основанием для смены режима в Ираке была и угроза, которую представлял Саддам. Президент Буш в своем обращении в 2003 году обратил внимание, что, по словам некоторых, для применения силы должна существовать прямая угроза со стороны Ирака, -- однако с каких это пор террористы заблаговременно уведомляют нас о намерениях нанести удар? По сути, Совбез ООН одобрил последовавшие потом действия в отношении Ирака резолюцией 1441 (принята 8.11.2002. -- Ред.). В ней говорится, что если Ирак не предоставит ООН полной информации о программах ОМУ, то это повлечет серьезные последствия. Все тогда понимали, что имелось в виду.

-- Говорят, иракское оружие могло быть передано соседним странам. Куда в конце концов оно делось?

-- К нам поступали сведения, что Ирак мог вывезти оружие в соседние страны.

-- Вы имеете в виду Сирию?

-- Были подозрения, что в Сирию. Мы обратились к сирийцам с запросом. Но у нас нет четкой информации на этот счет. В моем офисе в Вашингтоне есть фотографии. На них наши военные откапывают из песка истребители российского производства, которые иракцы обернули в брезент и закопали в пустыне. Видели ли вы статую Свободы в фильме «Планета обезьян»? В Ираке наблюдалась подобная же картина: из песка торчали хвостовое оперение и фюзеляжи самолетов. Точно так иракцы могли спрятать где угодно запрещенное оружие. Мне неизвестен ответ на вопрос, куда девалось оружие, однако нужно продолжить поиски. Этим займется новый руководитель группы американских инспекторов в Ираке г-н Делфер. Все-таки странно, почему иракцы не задокументировали то, что произошло с этим оружием. Нас беспокоит, а не попало ли оно в руки террористических групп. Поэтому нас также волнует и Северная Корея -- у нее самый худший в мире послужной список в плане распространения ОМУ. И если корейцы наработали оружейный плутоний, если у них есть программа по обогащению урана, то у нас нет сомнений, что они продадут ядерные материалы любому, кто сможет заплатить. Это существенный риск распространения ОМУ, который угрожает нам всем.

-- Сохраняются ли у вас опасения по Ирану? США подозревают, что иранцы не говорят всей правды. В чем она заключается?

-- Правда в том, что Иран осуществляет программу по созданию ядерного оружия. И мы особо выражаем надежду на то, что Россия не будет поставлять топливо в Иран, пока остаются эти вопросы. У России есть еще время. За это время мы постараемся узнать об истинных намерениях Ирана.

-- Через две недели глава Минатома России Александр Румянцев направляется в Иран, в Бушер, где с помощью россиян строится атомный объект. Кажется, Москва готова поставлять топливо.

-- Думаю, Москва тоже озабочена намерениями Тегерана. Россия, прежде чем запустить атомный реактор в Бушере, должна убедиться, что Иран не стремится к созданию ядерного оружия.

-- Не используют ли США доводы о наличии ядерных программ в Северной Корее и Иране лишь для того, чтобы в перспективе сменить там режимы?

-- Страны, которые стремятся обладать оружием массового уничтожения (ОМУ), ошибаются, если думают, что это укрепит их безопасность. Показателен недавний пример Ливии, которая осуществляла разработку химического, бактериологического и ядерного оружия, а также баллистических ракет. Однако ее руководство пришло к выводу, что такой курс не принес стране ничего хорошего. Мы используем дипломатические доводы, что убедить Северную Корею и Иран отказаться от программ ОМУ. Посмотрим, что из этого получится. А в случае с Ираком мы применили военную силу после того, как Багдад 12 лет игнорировал резолюции СБ ООН. Это нельзя назвать упреждающим ударом, а то получается, что это самый долгий упреждающий удар в истории, на него ушло 12 лет. В отношениях с Северной Кореей и Ираном мы проводим другую линию. В каждой стране своя ситуация, и наша политика «подгоняется по фигуре», чтобы добиться желаемого результата наиболее действенным образом.

-- Но ведь Иран подписал в декабре дополнительный протокол с Международным агентством по атомной энергии -- МАГАТЭ. Благодаря этому эта организация может ужесточить проверки иранских объектов. Почему остаются претензии к Тегерану?

-- Иран осуществляет программу создания ядерного оружия, в этом у нас нет сомнения. У иранцев есть секретная программа, по которой у МАГАТЭ никогда не было сведений. Да, Иран подписал дополнительный протокол, хотя парламент его не ратифицировал. Но не ясно, открыта ли вся страна для международных инспекций. Не надо думать, что можно просто подписать документ -- и жизнь начнется с чистого листа. Иранцы заявляют, что исключительно на добровольной основе остановили работы по обогащению урана, причем временно. Будут ли они соблюдать эту договоренность, заключенную с европейцами? Или она сорвется, и мы вернемся к ситуации осени прошлого года? Пока нет оснований быть уверенными, что Тегеран отказывается от ядерной оружейной программы. Возьмите ту же Ливию -- насколько разительно ее поведение отличается от такового Северной Кореи и Ирана. Если страна действительно желает отказаться от ядерного оружия и в целом от ОМУ, то Ливия показала, как это делается.

-- Тегеран утверждает, что обогащение урана проводилось им в мирных целях. А есть доказательства, что технические возможности Ирана позволяют создать ядерное оружие?

-- По-моему, таких доказательств достаточно. Единственный иранский реактор, где требуется непрерывный топливный цикл, находится в Бушере. И Россия заключила контракт на поставки топлива туда на весь срок его службы. Тогда зачем Иран осуществляет добычу, обогащение урана, его переработку, зачем производит тяжелую воду? Ведь это ряд составляющих ядерного топливного цикла, что не имеет смысла для такой страны, как Иран с его колоссальными запасами нефти и газа.

-- Иран ответил, откуда на его оборудовании, закупленном в некоей стране, взялись следы обогащенного урана?

-- Этим занималось МАГАТЭ. Но нас беспокоит, что по этому оборудованию иранцы излагают одну версию, потом другую. Сначала они говорили, что никаких работ по обогащению урана в стране не проводилось, а все их центрифуги изготовлены в Иране. МАГАТЭ провело анализы и нашло следы обогащенного урана. Тогда иранцы заявили, что закупили центрифуги за рубежом и загрязнение возникло там, где их закупили. МАГАТЭ провело дополнительные анализы. И выяснило, основываясь на законах физики, которые выходят за рамки моего понимания, но специалисты владеют этой методикой, что обогащение урана проводилось уже после того, как центрифуги были якобы закуплены. Тогда появилась третья версия: обогащение урана проводилось, но в небольших объемах. И так раз за разом. Когда сталкиваешься с такой системой обмана, то возникает вопрос: если работы проводились в гражданских целях, почему не сказать правду? Что мешает? Похоже, у иранцев есть проблемы в этом плане.

Интервью с г-ном Болтоном о новой инициативе США в области нераспространения вооружений читайте в завтрашнем номере.

Пентагон получит более 400 миллиардов

Сегодня Джордж Буш предложит конгрессу проект бюджета на 2005 год. Расходы государства составят 2,399 трлн долл., бюджетный дефицит запланирован на уровне 363 млрд. Военные расходы вырастут на 7% -- с 375,3 млрд долл. в этом году до 401,7 млрд в 2005-м. Эта цифра не учитывает растущих расходов на операции в Афганистане и Ираке. Военные уже предупредили, что вскоре обратятся в конгресс за дополнительным финансированием.

В конце недели проект военного бюджета неожиданно появился на веб-сайте Пентагона, после чего так же внезапно оттуда исчез. Стало известно, что в будущем году военные собираются меньше тратить на новое оружие и больше на личный состав и ремонт техники. Сократится финансирование покупки новых самолетов для ВВС (с 2,1 до 1,8 млрд долл.), но больше денег пойдет на приобретение запчастей для потрепанных в Ираке и Афганистане танков, бронетранспортеров и джипов (20,1 млн против 17,9 млн).

Наиболее заметно перераспределение средств в пользу Агентства по противоракетной обороне (ПРО) -- его бюджет вырастет на 20%, с 7,6 до 9,14 млрд долл. К концу 2005 года США хотят создать на Аляске систему ПРО из 30 ракет-перехватчиков наземного и морского базирования. Система призвана защитить США от непредсказуемых стран-«изгоев», располагающих ракетами с ядерными, химическими или бактериологическими боеголовками. В ответ на критические замечания о дороговизне и ненадежности создаваемой системы администрация Буша отвечает, что лучше иметь хоть какую-то защиту, чем никакой.

На этом фоне оборонные бюджеты бывших и потенциальных соперников США выглядят карликовыми. В текущем году Россия потратит на оборону, если считать по официальному курсу доллара к национальным валютам, 13 млрд долл., Китай -- 20 млрд. В зависимости от методики подсчета эти цифры могут увеличиться максимум в три раза.

Александр ТИМОФЕЕВ

В Москву едет фанат американской мини-бомбы

Как стало известно газете «Время новостей» из осведомленных дипломатических источников, в Москву с рабочим визитом прибывает Стивен Хэдли, заместитель помощника госсекретаря по национальной безопасности Кондолизы Райс. В России пройдут его переговоры с замглавы Совета безопасности РФ Олегом Черновым.

53-летний Стивен Хэдли -- видная фигура американского истеблишмента. В 1986 году входил в комиссию по расследованию фактов продажи американского оружия Ирану. В 1989--1993 годах занимал пост замминистра обороны в администрации Буша-старшего (курировал вопросы оборонной политики НАТО и Западной Европы, ядерного оружия и ракетной обороны, контроля над вооружениями). Он также один из авторов доклада, обосновавшего необходимость для США разрабатывать атомную мини-бомбу. «Правая рука» Кондолизы Райс, Хэдли готовил почву для вторжения в Ирак. В июле прошлого года он публично взял на себя ответственность за злополучные 16 слов, произнесенных Бушем в январском обращении к нации. Хэдли заявил, что именно он настоял на включении в речь Буша не подтвержденных позднее положений о попытках Ирака приобрести в Нигере уран для своей оружейной ядерной программы. Он доказывал существование связей Саддама Хусейна с террористами, напавшими на США 11 сентября 2001 года.

Накануне в Москве побывали госсекретарь США Колин Пауэлл и его старший заместитель по вопросам нераспространения и безопасности Джон Болтон. Частые -- в том числе неафишируемые -- визиты в Россию высокопоставленных американский чиновников свидетельствуют о заинтересованности двух стран в сотрудничестве. Контакты на уровне совбезов двух стран -- одна из новых форм диалога. В его рамках в феврале прошлого года -- за месяц до начала войны в Ираке -- США посетил тогдашний глава администрации президента РФ Александр Волошин.

Андрей ЗЛОБИН

Беседовали Андрей ЗЛОБИН и Елена СУПОНИНА