Время новостей
     N°26, 16 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.02.2004
Каждому по "Родине"
Глазьев и Рогозин окончательно разругались
В минувшие выходные дни кандидат в президенты России Сергей Глазьев планировал заручиться поддержкой Социалистической единой партии и Партии российских регионов, входящих в блок «Родина». Третья участница блока, «Народная воля», поддержала выдвижение Глазьева еще 10 февраля. Однако события обернулись новым эффектным поворотом, и реальное шоу под названием «Раскол «Родины» подошло к напряженной кульминации.

Все три съезда партий блока должны были решить для себя вопрос об участии в создании на базе «Родины» единой политической партии. Конечно, каждая участница сочла себя самой достойной для основополагающей роли. Ситуация обострялась тем, что следовало незамедлительно определиться, кого поддержать на выборах президента -- Сергея Глазьева или Владимира Путина. Глазьев собирался выступить на всех съездах с самоагитацией. Лидер другого крыла в блоке -- Дмитрий Рогозин -- планировал на всех мероприятиях агитировать за Путина. Однако «народовольцев» во вторник ему убедить не удалось -- они проголосовали на своем съезде за поддержку Глазьева.

В субботу на съезде СЕПР ожидался главный бой, и он состоялся. Но заочный. Дмитрий Рогозин на время действия остался за кадром, сославшись на то, что накануне руководство СЕПР известило его о «внутреннем характере» съезда. Глазьева, который является лидером СЕПР, но не имеет партийного билета, на съезд не пустили. Охранники гостиницы «Россия» преградили политику путь, сославшись на указания организаторов съезда (по другую от Глазьева сторону баррикад оказался председатель СЕПР Александр Ватагин). Тогда Глазьев перешел в кинотеатр «Зарядье», куда вскоре подтянулись его сторонники из партии.

Ватагин, исполнявший в сценке роль главного злодея, остался ни с чем. Вернее, не со всей партией, а только с ее частью. Наиболее верные глазьевцы решительно зашагали вслед за любимым лидером. При этом некоторые из них утверждали, что гардеробщики не выдавали им одежду и им пришлось переходить в кинотеатр по морозу в одних пиджаках.

Для пущей легитимности на обоих съездах присутствовало по представителю Минюста -- вот еще одно свидетельство заблаговременного политического расчета.

Организаторы обоих съездов уверены в своем кворуме: на каждом присутствовало большинство, то есть представители более половины региональных отделений. Но эта чисто математическая загадка решается логически: видимо, некоторые региональные ячейки представительствовали на обоих съездах. Игры лидеров -- одно, а лишняя предусмотрительность еще никому не помешала.

В итоге часть СЕПР в «Зарядье» поддержала выдвижение Глазьева. Та часть, что осталась в «России», высказалась в поддержку Путина. Кроме того, «глазьевцы» проголосовали за снятие с поста председателя СЕПР Александра Ватагина, поставив на его место Александра Агеева. В то же самое время «ватагинцы» приняли резолюцию, осуждающую действия Глазьева, и сместили его с поста лидера.

«Как лидер партии, я был шокирован тем, что собралась какая-то группа людей, которая отказывается дать возможность лидеру присутствовать на съезде. Поэтому мне кажется, что эти люди к Социалистической единой партии России не имеют отношения, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» Сергей Глазьев. -- Это просто группа раскольников, которую каким-то образом заманили на съезд, чтобы спровоцировать раскол в партии».

«Глазьева не пустили на съезд, потому что он не член нашей партии. Мы избрали его лидером, чтобы он служил нам своего рода маяком, примером. Однако в партстроительстве он себя никак не обозначил, -- заочно отпарировала сотрудник пресс-службы СЕПР Галина Терещенко корреспонденту газеты «Время новостей». -- А Путина мы решили поддержать, потому что считаем, что он для нашего общества более социалистичен».

После драки особенно образно помахал кулаками Дмитрий Рогозин, обогатив хронику великой битвы за «Родину» несколькими образчиками политической словесности: «В поисках родины хватит шататься», «Идет борьба за бренд. Да, он оказался очень удачным, но не кажется ли нам, что мы сбрендили в поиске бренда» -- и призвав через прессу своих коллег «не суетиться и не метаться, а укреплять то, что есть».

Тем временем наступило воскресенье, а вместе с ним и съезд Партии российских регионов, в которой и Глазьев, и Рогозин являлись сопредседателями. Казалось бы, уже ничто не сможет усугубить патовую ситуацию, однако это случилось. Результат третьего -- и последнего -- из съездов партий блока оказался самым ошеломительным. ПРР прекратила свое существование, переименовавшись в «Родину». Глазьев исключен из сопредседателей.

Так что теперь мы имеем две «Родины» (общественное движение «Родина» Глазьев и его сторонники создали еще 30 января) и два СЕПР. Если «рогозинцы» зарегистрируют новое название в Минюсте, Глазьеву придется объединять своих сторонников в партию уже под другим названием.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА