Время новостей
     N°71, 23 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2004
Автопоправка Путина
Депутаты готовят изменения в закон об ОСАГО
Один из авторов действующего закона об обязательной автогражданской ответственности депутат Госдумы Владимир Тарачев на вчерашней конференции «ОСАГО: результаты и перспективы» рассказал о поправках к этому закону и Налоговому кодексу. Первые поправки к закону об ОСАГО, как заявил недавно вице-спикер Госдумы Георгий Боос, будут внесены на рассмотрение уже 11 мая. На полную «доводку» закона, по мнению г-на Тарачева, уйдет около пяти лет.

По его словам, предполагается ввести систему скидок при перезаключении договора для тех автовладельцев, кто ранее прибегал к добровольному страхованию, имеет значительный стаж вождения или в течение длительного времени не попадал в ДТП. Новая редакция закона будет включать льготы для ветеранов и инвалидов, возможно, оплачиваемые из бюджетов субъектов федерации. Будет упрощена процедура урегулирования мелких страховых случаев, к которым можно отнести ДТП с участием не более чем двух сторон, в результате которых нанесен ущерб не жизни и здоровью, а только имуществу, причем стоимость этого ущерба не превышает 10 тыс. руб. Участники таких ДТП будут вправе самостоятельно оформить извещение, не прибегая к помощи ГИБДД.

Кроме того, сказал г-н Тарачев, поправками к закону будет установлен новый минимальный срок договора -- три месяца, а автовладельцам, использующим свое транспортное средство только в выходные дни, будет предложен полис выходного дня, ответственность по которому страховая компания будет нести с 17 часов пятницы до 9 часов понедельника. Действие такого полиса распространится не только на выходные, но и на праздничные дни. Правда, г-н Тарачев не сам придумал такие нововведения. При подготовке закона об ОСАГО он лично изучил опыт пяти стран в области обязательного страхования, правда ни в одной из них не встретил полис выходного дня. Однако президент России Владимир Путин, по словам г-на Тарачева, «помнит, что когда он служил в ГДР, местным страхователям такая услуга предлагалась».

После введения закона об ОСАГО, сообщил депутат, выявился ряд проблем налогового характера, которые необходимо решать внесением поправок в Налоговый кодекс. Сейчас налогом на доход физлиц облагаются компенсационные выплаты, полученные пострадавшими в ДТП, отчисления в гарантийный резерв включаются в состав доходов страховых компаний, а членские взносы страховщиков -- членов РСА облагаются налогом, хотя это членство обязательно.

Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Кургин сообщил, что с начала действия закона об ОСАГО страховщики выдали около 20 млн полисов, из них 19 млн годовые. Всего в России, по его словам, зарегистрировано около 38,4 млн транспортных средств, однако страховщики предпочитают ориентироваться на количество автомобилей, ежегодно проходящих техосмотр: таких около 25 млн. Остальные транспортные средства относятся к разряду брошенных. 65% всех учтенных автомобилей -- легковые, из них 85% принадлежат физическим лицам. Таким образом, главными страхователями по ОСАГО являются частные владельцы.

Их реакция на внедрение ОСАГО была в целом отрицательной, впрочем, по словам г-на Кургина, как показывает опыт, ни в одной стране введение обязательного страхования не вызвало у населения положительных эмоций. Тем не менее, по данным на конец марта этого года, российские страховщики собрали 36,13 млрд руб. начисленной и 10,73 млрд заработанной премий по ОСАГО. Средняя стоимость полиса по стране составила 1920 руб. С начала действия закона зарегистрировано 240,3 тыс. страховых случаев, средняя выплата по которым составляет 19--20 тыс. руб. Согласно прогнозу РСА, к декабрю показатели заработанной премии и убыточности практически сравняются.

Анализируя проблемы, связанные с ОСАГО, г-н Кургин сообщил, что Минтранс, МВД и Минюст до сих пор так и не пришли к согласию в вопросе регистрации независимых экспертов для проведения экспертизы автомобилей, пострадавших в ДТП. Кроме того, отсутствует единая методика оценки размера нанесенного вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших в ДТП. Между тем задержка в создании единой информационной системы по ОСАГО создаст проблемы страховщикам при расчете тарифов при перезаключении договоров с использованием системы повышающих и понижающих коэффициентов за безаварийную езду и в борьбе с мошенничеством. По словам г-на Кургина, отмечены многочисленные случаи мошенничества, связанные, в частности, с неправомерным использованием бланков полисов, числящихся как испорченные. Их насчитывается порядка полумиллиона, а мошенники продают их как настоящие.

ФОТО: Владимир Тарачев двумя руками за введение полиса выходного дня

Игорь ПОЛИЩУК
//  читайте тему  //  Автогражданка