Время новостей
     N°89, 26 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.05.2004
Курт Уэлдон: «Крупные радары в России надо восстановить с помощью США»
На днях в Москву приехал американский конгрессмен Курт УЭЛДОН -- нашу страну он посещает уже в 37-й раз. Республиканец Уэлдон занимает пост замглавы комитета по вооруженным силам палаты представителей конгресса США и часто защищает Россию от нападок своих коллег-конгрессменов. О причинах своего интереса к нашей стране и о перспективах российско-американских отношений г-н Уэлдон рассказал в интервью газете «Время новостей».

-- В 2000 году, когда в России появился новый президент, со мной связался мой друг Борис Грызлов с предложением обновить российско-американские отношения. (Грызлов руководил тогда фракцией блока "Единство" в Госдуме. -- Ред.). Я направился в госдеп и попросил дать мне список всех осуществляемых совместно американо-российских программ. Оказалось, что такого списка нет! Но как можно вести внешнюю политику по отношению к бывшему врагу, если у нас даже нет представления о том, что нам делать с ним?

Я лично связался в США со всеми, кто имеет дело с Россией. На основе их рекомендаций был составлен документ, озаглавленный «Новые времена, новые начинания», который направили Бушу и Путину. Сопроводительное письмо подписала тогда треть палаты представителей США. Все говорили о том, что настало время для новых отношений с Россией. К сожалению, в последние три года мы наблюдаем только хорошие отношения между Путиным и Бушем. Но широкого диапазона участников у наших отношений нет. И вот я здесь, чтобы вдохнуть новую жизнь в отношения конгресса США с новой Госдумой. Со мной прибыли четыре руководителя агентств по противоракетной обороне и директор программ по сокращению вооружений, которые тратят в России ежегодно 700 млн долларов.

-- Что может интересовать Америку в России в области ПРО?

-- Например, совместный проект по радарам. По нему Россия восстановила бы систему радаров, запрещенную договором ПРО. И не только под Красноярском, где радар был разобран, а повсюду крупные радары будут восстанавливаться с американской помощью. И тогда система противоракетной обороны станет совместной. Я призываю к созданию новых программ ПРО. Например, вы спроектировали противоракетную систему С-400 или С-500, но у вас нет средств. Однако совместно мы сможем ее построить. Кроме того, мы можем использовать российский опыт уничтожения запасов оружия массового поражения в Ливии, например, или Северной Корее. И что еще более важно, российские компании могут помочь решить энергетические проблемы Северной Кореи.

-- Есть ли конкретные предложения по оказанию помощи Пхеньяну?

-- Я уже два года работаю над тремя проектами по строительству российского трубопровода от Сахалина и Иркутска в Северную Корею. По нему российская энергия будет поступать и в Южную Корею, и в Японию, и в Китай. В одном проекте по транспортировке энергии в Северную Корею вместе работают американская FSI Energy и российские «Роснефть» и «Сахалингаз». Идею трубопровода изучает и российское руководство. Есть несколько вариантов, будет выбран наиболее удобный для Москвы. Группа Мориса Стронга, представителя Генсека ООН Кофи Аннана в Северной Корее, также работает над проектами. Все они предусматривают участие России.

-- Перспективы грандиозные, но почему между нашими странами все еще так мало доверия?

-- Будь я россиянином, я бы не доверял США. В 90-е годы наша политика в отношении к России не была последовательной: мы привели НАТО к границам России, отменили договор по ПРО, вторглись в Сербию. Это как на американских горках: сегодня Россия наш друг, а уже завтра мы ее используем. Мы знали, что при президенте Борисе Ельцине олигархи крали огромные суммы, что из России в Иран и Ирак передавались запрещенные технологии. Но мы не хотели обижать Ельцина и делали вид, что ничего не происходит. Лишь в 1997 году мы начали заниматься российской коррупцией, после того как Госдума создала антикоррупционный комитет. Когда Ельцин три раза пытался уволить прокурора Юрия Скуратова, я пробовал добиться встречи с генпрокурором, чтобы выяснить, не замешана ли в российской коррупции Америка. Я попросил госдепартамент организовать мне встречу со Скуратовым, но наши дипломаты меня обманули, заявив, что не могут его разыскать. Тогда я приехал в Россию и через Думу вышел на него. В результате наших расследований появилось дело Bank of New York, через который были похищены 5 млрд долларов.

-- Если позиция США стала более реалистичной, почему еще сохраняет силу старая дискриминационная поправка Джексона--Вэника?

-- Ее надо было отменить еще семь-восемь лет назад. И Джордж Буш, и Билл Клинтон обещали это сделать, но кивали на конгресс. Причиной принятия поправки было притеснение евреев в СССР. Прошлым летом я встретился с каждой еврейской организацией в Америке и получил от них письма за отмену этой поправки. Но администрация продолжала твердить, что вопрос связан с торговлей -- то куриными окорочками, то сталью. Тогда я добился письменной поддержки отмены поправки от председателя комитета по торговле конгресса США. Таким образом, были сняты и еврейский, и торговый вопрос. И тогда председатель комитета, отвечающего за применение этой поправки, сказал мне прямо: помощник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс считает, что отменять поправку Джексона--Вэника еще не время.

-- Пока вы говорите здесь об укреплении дружбы, некоторые ваши коллеги-конгрессмены предлагают исключить Россию из «восьмерки»...

-- Это предложение никогда не будет поставлено на голосование в палате представителей. Конечно, в Америке есть беспокойство насчет того, что происходит, например, с Михаилом Ходорковским. Наверное, в этом деле замешана политика. Но я задаю себе вопрос: как человек за три года мог на законных основаниях создать состояние в 8 млрд долл., да еще не заплатив при этом соответствующих налогов? На месте россиян я тоже хотел бы, чтобы люди подобные Абрамовичу и Ходорковскому платили причитающиеся налоги.

-- Справедливо ли США обвиняют Россию в нарушении прав человека?

-- Меня тоже беспокоит ситуация в Чечне. Но на прошлой неделе во время слушаний в конгрессе по вопросу соблюдения прав человека в России при президенте Путине я напомнил дело 20-летнего россиянина Александра Кашина. Он парализован -- его сбил во Владивостоке автомобиль американского дипломата. Как мне рассказали два сотрудника госдепа, у того дипломата, что сбил Кашина, были проблемы с алкоголем. Но госдеп отвергает свою ответственность в любой форме. Мы критикуем Россию, а сами нарушаем те же самые стандарты прав человека. Я не остановлюсь до тех пор, пока не получу внятного ответа от госдепа в отношении этого молодого человека, который просто хочет вернуть себе здоровье.

-- Как относятся в США к перспективам членства России в ВТО?

-- Я и многие мои коллеги поддерживаем эту идею. За вступление России в ВТО выступает президент Буш. Уверен, что это произойдет.

-- Кстати, в понедельник Джордж Буш много говорил о будущем Ирака. Какой вам видится ситуация в этой стране?

-- Тот хаос, который воцарился в Ираке в последние несколько месяцев, в значительной степени создан Ираном. Не народом, разумеется, а аятоллой Хаменеи. С одного бока у Хаменеи -- Афганистан, который движется к конституции и избранию нового президента. С другого -- Ирак, который тоже движется к конституции и выборам. В Ливии Муаммар Каддафи отказался от оружия массового уничтожения и терроризма. Хаменеи понимает, что очередь за ним. Поэтому он и финансирует беспорядки в Ираке.

-- Буш повторил вчера и ваше предложение разрушить тюрьму «Абу-Грейб».

-- Фотографии из тюрьмы отвратительны. Мы в конгрессе сразу провели слушания и заставили Пентагон принять меры. Мы будем преследовать виновных любого ранга, от капралов до генералов. Я внес предложение снести эту тюрьму и на ее месте построить новую, которая станет оплотом справедливости и защиты прав всех иракцев.

Беседовал Андрей ЗЛОБИН
//  читайте тему  //  Иракский кризис