N°145
12 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  12.10.2000
Дежа вю, но какое!
Фестиваль американского танца в Москве открылся гастролями труппы Триши Браун

версия для печати
ADF -- фестиваль американского модерн-данса -- в Москве проходит в третий раз. История фестиваля восходит к 1934 году, когда в Бениннгтоне (штат Вермонт) образовалась школа танца, объединившая поиски основоположников американского модерна -- Марты Грэм, Дорис Хамфри, Чарльза Вейдмана, Хосе Лимона. Позднее фестиваль базировался уже в других городах, но основная идея -- обучение танцовщиков и хореографов разных стран основным техникам модерна -- оставалась неизменной. В восьмидесятые фестиваль становится «выездным»: педагоги АДФ дают расширенные мастер-классы в различных странах.

В России американские миссионеры впервые появились в 1992 году. Круг революционеров современного танца был здесь ничтожно мал, но несмотря на это (а может быть, и благодаря этому) гастроли труппы «Пилоболус», венчавшие образовательную программу, произвели настоящую сенсацию. В этом году на участие в мастер-классах было подано более пятисот заявок. Отобрано более трехсот человек. Впервые расширили географию: теперь на ADF в Москву приехали не только обитатели российской провинции, но и танцовщики из Молдавии, Украины, Латвии. Поскольку на всем постсоветском пространстве до сих пор нет ни одной государственной школы модерна, подобные фестивали - почти единственная возможность получить информацию из «первых рук». И что важно -- бесплатно.

ADF -- фестиваль прежде всего образовательный. По традиции в качестве наглядного пособия американцы обязательно представляют что-нибудь из классики американского модерна. Живьем и для широкой публики. В отличие от предыдущих фестивалей в этом году привезли не одну, а две труппы: образовавшуюся в 1970 всемирно известную труппу Триши Браун и молодую компанию «Даг Варон и тацовщики».

Авангардистка Браун, которую часто называют «Терпсихорой в кроссовках», -- культовая персона современного американского танца. Именно под влиянием Браун и другого американца-семидесятника, основателя контактной импровизации Стива Пакстона, танцовщики и хореографы всех стран и континентов увлеклись всяческими деформациями и деконструкциями. Сама выпускница ADF, Браун вступила в глубоко интеллектуальный и в то же время отчаянно хулиганский спор с традиционными школами модерна. С ее легкой руки танцовщики, оставив подмостки, принялись осваивать нетрадиционные пространства -- заброшенные фабрики, крыши, стены домов и даже плавательные бассейны. Тело и сопротивление среды -- одна из любимых тем Триши Браун. Другой лейтмотив ее хореографии: тело как структура, геометрическая или биологическая. «Монтаж и демонтаж», «Нестабильные молекулярные структуры» -- не темы научных докладов, а естественные для Браун названия театральных проектов.

На языке Триши -- языке нескончаемых телесных рефлексий и трансформаций -- вскоре заговорили модернисты всех стран. Под ее влиянием стали сочинять не столько спектакли, сколько тягучие и бесконечные циклические тексты. Может, именно поэтому, когда труппа Триши Браун наконец-то через тридцать лет после своего рождения добралась до Москвы с программой из довольно свежих работ, возникло что-то вроде эффекта «дежа вю».

Но что отличает Тришу Браун от ее многочисленных эпигонов, так это уникальная способность превращать научный эксперимент в чистейшую поэзию, умение создавать с помощью геометрической линейки иллюзорные сценические пространства, ритмически безупречные и каллиграфически ясные.

В музыкальном театре им.Станиславского (он и является организатором фестиваля) показали работы Браун последнего десятилетия. Соло «Если бы вы не могли меня видеть» (1994) было создано ей в сотрудничестве со знаменитым художником Робертом Раушенбергом, который выступил как автор музыки и костюма. Танцовщица почти не поворачивается к зрителям лицом, дабы не отвлекать от самого движения, паузы и остановки которого завораживают, подобно перемещениям пылинки в потоках воздуха.

«Канто/Пьянто» (1998) -- танцевальная деконструкция оперы Монтеверди «Орфей». Этот спектакль, напоминающий постановки другого мастера пространственного дизайна, американца Боба Уилсона, имел колоссальный успех. О нем писали как об идеальной танц-опере, в которой звук, свет и движение невозможно расчленить и представить порознь.

«Превознесение Леона Джеймса» (2000) -- работа, сделанная специально по заказу ADF в содружестве с современным джазовым композитором Дейвом Дугласом. «Превознесение» выдержано в жанре «воспоминания» - это этюд о танцовщиках американских кабаре и эпохе американского мюзикла, рассудочного и поэтичного.
Ольга ГЕРДТ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.10.2000
Современная реальность с точки зрения массовой культуры
В момент, когда критики вроде бы окончательно забыли о Марининой и перестали удостаивать Акунина больших статей, ограничиваясь снисходительными похвалами внизу обзорной колонки, два главных автора российской поп-литературы выпустили если не лучшие, то уж точно самые любопытные свои книги. >>
  • //  12.10.2000
В России открылось представительство международной звукозаписывающей компании BMG
В России открылось представительство международной звукозаписывающей компании BMG. Чем присутствие BMG в России грозит нашим меломанам? Во-первых, конечно, у пиратов прибавится проблем. Во-вторых, российские исполнители получат еще одну возможность подписать нормальный контракт и работать по мировым стандартам. >>
  • //  12.10.2000
Фестиваль американского танца в Москве открылся гастролями труппы Триши Браун
ADF - фестиваль американского модерн-данса - в Москве проходит в третий раз. По традиции в качестве наглядного пособия американцы обязательно представляют что-нибудь из классики американского модерна. Живьем и для широкой публики. В отличие от предыдущих фестивалей в этом году привезли не одну, а две труппы: образовавшуюся в 1970 всемирно известную труппу Триши Браун и молодую компанию «Даг Варон и тацовщики». >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика