N°161
01 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.09.2003
Черный «Ноябрь» в августе
Атомная субмарина утонула из-за халатности

версия для печати
Традиционно тяжелый для России август и в этом году не стал исключением. В предпоследний день лета с Северного флота опять пришла трагическая новость - в ночь на субботу в трех милях северо-западнее острова Кильдин в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «К-159» (проект «Ноябрь» по классификации НАТО). Старая субмарина, выведенная из боевого состава ВМФ еще летом 1989 года, во время буксировки на утилизацию с базы Гремиха на завод СРЗ-10 в городе Полярный оторвалась от понтонов и пошла на дно. Из десяти членов сопровождающего лодку в последний путь экипажа лишь трое попытались покинуть ее. Тела двоих моряков впоследствии были извлечены из ледяной воды, в которой человек может жить не более 30-40 минут. Причина смерти - переохлаждение. И лишь один подводник - командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский - остался в живых.

Поиски других членов экипажа начались с опозданием - поднятые по тревоге поисковые вертолеты не знали, что на завод для утилизации направлялось одновременно две субмарины, и, обнаружив в море лодку, поначалу дали «отбой». Впрочем, попытки спасти моряков (срочников в экипаже не было, только офицеры, мичманы и контрактники), похоже, были заранее обречены на провал - лодка ушла под воду с незадраенной рубкой. Но спасательные группы продолжали работать в течение всей субботы. Затем командование ВМФ получило данные об отсутствии звуков в корпусе субмарины и признало, что надежд на спасение нет. Вчера губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов объявил траур на территории своего региона, а министр обороны Сергей Иванов заявил, что траурные мероприятия пройдут во всех частях Северного флота.

Вчера же министр и главком ВМФ Владимир Куроедов довольно уверенно говорили и о причинах катастрофы - пресловутом «человеческом факторе». Причиной гибели лодки, как считают специалисты, стало нарушение правил буксировки. Последний раз «К-159» ходила в море в 1983 году, уже тогда лодка теряла плавучесть в надводном положении. Исходя из этого, ее следовало, по выражению моряков, «законвертовать» - то есть заварить все забортные отверстия, задраить и прихватить сваркой люк верхней рубки и только после этого буксировать без экипажа. При буксировке же со швартовочной командой необходимо было предусмотреть аварийно-спасательное обеспечение. Однако на «К-159» не было электроэнергии, не работала главная осушительная магистраль и воодотливные средства. Буксировали ее на четырех понтонах, и, когда ночью разразился шторм, плохо закрепленные понтоны сорвало, лодка потеряла устойчивость и пошла под воду. По мнению Сергея Иванова, должностные лица Северного флота понадеялись на «русский авось, на то, что все обойдется». Главком Куроедов был более резок в оценках и назвал действия своих подчиненных беспечностью и халатностью. «Море не прощало и не простит такой беспечности»,- подчеркнул он.

Не намерена прощать ее и прокуратура. Главный военный прокурор уже возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил кораблевождения». Впрочем, как пояснил вчера Сергей Иванов, погибшие моряки в катастрофе не виновны. Следственные действия будут вестись в отношении должностных лиц Северного флота, в частности - заместителя командира дивизиона подводных лодок капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова, который руководил с командного пункта переходом в Полярный. Именно он принял решение на буксировку вопреки прогнозам синоптиков. Прокуратурой отмечено и отсутствие должной решительности при проведении спасательных работ. По словам министра обороны, были нарушены технические нормы буксировки, а реакция на отрыв лодки от буксира была запоздалой.

Сейчас К-159 лежит на глубине 138 метров горизонтально с креном 3 градуса на левый борт. И хотя радиационный фон в районе катастрофы не превышает нормы (что подтверждается и докладами российских военных, и Государственный центр радиационной безопасности Норвегии), судьба реакторов вызывает определенные опасения как у экологов, так и у российских властей. Несмотря на то, что реакторы были заглушены в 1989 году, степень их герметизации нельзя считать вполне надежной, учитывая возраст лодки и самих реакторов первого поколения.

Сергей Иванов уже пообещал, что К-159 будет поднята на поверхность. Министр обороны приказал научно-исследовательским организациям ВМФ подготовить соответствующие технические документы, и командование уже прорабатывает возможные варианты подъема АПЛ. По мнению военных, технически такая операция вполне осуществима. Тем более, что водоизмещение «К-159» примерно в четыре раза меньше, чем «Курска». Однако он лежит на значительно большей глубине. Правда, раздавая обещания перед телекамерами, г-н Иванов не уточнил, будет АПЛ поднята своими средствами или придется прибегнуть к иностранной помощи.

Примечательно, что министру обороны в течение недели пришлось дважды обвинять в «легкомыслии и халатности» своих подчиненных. Напомнил, что именно этими причинами г-н Иванов объяснил не только катастрофу К-159, но и недавнюю гибель во время маневров двух боевых вертолетов Ми-24. «Это ЧП (затопление АПЛ) в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину: ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью. Иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди», - заявил вчера министр обороны. После чего дал новый приказ - запретил транспортировать списанные атомоходы с помощью понтонов.

АПЛ К-159 (проект 627А «Ноябрь», по классификации НАТО -- «Кит») спроектирована в морском бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге, строилась в Северодвинске, спущена на воду в 1963 году. Всего было построено 14 ПЛ этого проекта. Основное их предназначение -- проведение боевых операций против крупных надводных судов противника, в том числе соединений авианосцев и линейных кораблей. На вооружении лодки были восемь 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды, которые могли оснащаться ядерными боеголовками. Экипаж 110 человек. Водоизмещение надводное 3100 тонн, подводное 4800 т. Размеры лодки: 109,7х9,1х6,7 м. Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением и две паровые турбины общей мощностью 35 тыс. л.с. Скорость при подводном ходе 30 узлов. Основной недостаток лодки -- частые аварии реакторов и высокая шумность под водой. В апреле 1970 года одна из АПЛ данного проекта в результате пожара на борту погибла у юго-западных берегов Англии, экипаж спасся.
Николай ПОРОСКОВ

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  01.09.2003
Центробанк России готов принять сразу двух представителей от Лукашенко
Россия продолжает торопить Белоруссию с подписанием соглашения о введении единой валюты на территории двух стран. В субботу председатель Центробанка России Сергей Игнатьев сообщил еще об одной тактической уступке, на которую готова пойти Россия, чтобы достичь стратегической цели -- введения единой валюты, как стороны и договорились ранее, с 1 января 2005 года. Уступка заключается в том, что в совет директоров Центробанка от Белоруссии войдут два человека, а не один, как планировалось. Белоруссия, разумеется, не сможет печатать рубли, но получит возможность оказывать большее влияние на принятие решений в области денежно-кредитной политики. Так объяснил белорусскому президенту его выгоду г-н Игнатьев, предложив тому не затягивать с подписанием соглашения... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  01.09.2003
Гибель российской подводной лодки К-159 разделила визит Владимира Путина в Италию на две части. Судя по событиям первого дня, визит российского президента должен был носить полусветский характер. Именно поэтому и было решено провести его на курортном острове Сардиния на принадлежащей премьеру Италии Сильвио Берлускони вилле «Чертоза»... >>
  • //  01.09.2003
Атомная субмарина утонула из-за халатности
Традиционно тяжелый для России август и в этом году не стал исключением. В предпоследний день лета с Северного флота опять пришла трагическая новость - в ночь на субботу в трех милях северо-западнее острова Кильдин в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «К-159» (проект «Ноябрь» по классификации НАТО). Старая субмарина, выведенная из боевого состава ВМФ еще летом 1989 года, во время буксировки на утилизацию с базы Гремиха на завод СРЗ-10 в городе Полярный оторвалась от понтонов и пошла на дно. Из десяти членов сопровождающего лодку в последний путь экипажа лишь трое попытались покинуть ее. Тела двоих моряков впоследствии были извлечены из ледяной воды, в которой человек может жить не более 30-40 минут. Причина смерти - переохлаждение. И лишь один подводник - командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский - остался в живых... >>
  • //  01.09.2003
Финансовые разведчики ужесточают меры борьбы с «грязными» деньгами
Комитет по финансовому мониторингу при Минфине (КФМ) намерен устранить все лазейки, через которые недобропорядочные граждане могут легализовать преступно нажитые доходы и финансировать террористические организации. Закрыть бреши, по мысли КФМ, должны новые поправки в законодательство, которые уже подготовлены и со дня на день будут внесены в правительство. Причем предлагаемые изменения в законодательство связаны с ужесточением рекомендаций Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) по итогам прошлогодней октябрьской сессии... >>
  • //  01.09.2003
АПЛ К-159 (проект 627А «Ноябрь», по классификации НАТО -- «Кит») спроектирована в морском бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге, строилась в Северодвинске, спущена на воду в 1963 году. Всего было построено 14 ПЛ этого проекта. Основное их предназначение -- проведение боевых операций против крупных надводных судов противника, в том числе соединений авианосцев и линейных кораблей. На вооружении лодки были восемь 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды, которые могли оснащаться ядерными боеголовками. Экипаж 110 человек. Водоизмещение надводное 3100 тонн, подводное 4800 т. Размеры лодки: 109,7х9,1х6,7 м. Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением и две паровые турбины общей мощностью 35 тыс. л.с. Скорость при подводном ходе 30 узлов. Основной недостаток лодки -- частые аварии реакторов и высокая шумность под водой. В апреле 1970 года одна из АПЛ данного проекта в результате пожара на борту погибла у юго-западных берегов Англии, экипаж спасся. >>
  • //  01.09.2003
До 30 августа 2003 года на дне океана находились четыре советские АПЛ. Первая атомная субмарина погибла в 1970 году. Подлодка К-8 класса «Ноябрь» затонула в Бискайском заливе на глубине 4680 метров после сильного пожара на борту. Тогда погибли 52 человека, часть экипажа удалось эвакуировать. >>
  • //  01.09.2003
Затонувшая в Баренцевом море подводная лодка К-159 вновь напомнила нынешним руководителям России о ряде серьезных просчетов их предшественников. Советские вожди, дав добро на массовое производство подводных атомоходов, как-то не задумывались о том, что это оружие сдерживания заокеанских агрессоров совсем не вечно и что каждой «усталой подлодке» со временем нужно будет найти приют, и желательно, подальше от мирных людей. Понимание этого пришло лишь в середине 80-х -- когда несколько десятков атомных субмарин первого и второго поколений не только морально устарело, но и выработало свой ресурс. За прошедшие полтора десятилетия количество списанных атомоходов уже перевалило за 150, однако утилизированы полностью, как того предусматривают специальные технологии, лишь единицы. Не успели до пришествия капитализма... >>
  • //  01.09.2003
Экологи припомнят России все затопленные реакторы
Появление на дне Баренцева моря новой атомной подводной лодки, затонувшей во время буксировки на судоремонтный завод, вызвала нешуточное беспокойство международных экологических организаций. Несмотря на бравурные заверения российских военных о том, что все необходимые меры обеспечения радиационной безопасности были предприняты еще двадцать лет назад, экологи опасаются, что ржавый корпус 40-летней субмарины может не выдержать давления воды на глубине, а динамический удар лодки о грунт мог привести если не к смещению поглотителей и саморазгону реактора, то по крайней мере к вымыванию из него примерно тонны отработанного ядерного топлива, активность которого составляет 750 кюри на килограмм... >>
  • //  01.09.2003
Теперь она готовится к выборам
Сразу два события отмечалось руководством Чечни в минувшие выходные. Республиканская избирательная комиссия закончила в субботу регистрацию кандидатов в президенты. А воскресенье стало последним днем амнистии для боевиков, которую Госдума объявила 6 июня. Последними сдавшимися «под амнистию» оказались 25-летний уроженец селения Автуры и 27-летний выходец из Шелковского района республики... >>
  • //  01.09.2003
Школьники начнут учебный год со знакомства с пожарными и милиционерами
Первым занятием в наступившем учебном году во многих российских школах станет Всероссийский урок безопасности, а первым учителем, которого увидят первоклассники, будет пожарный. Об этом вчера сообщила пресс-служба МЧС России. Первого сентября специалисты Государственной противопожарной службы МЧС расскажут детям о том, как правильно пользоваться огнетушителями и противогазами, а также проследуют с ними по маршруту эвакуации... >>
  • //  01.09.2003
«Народники» намерены инициировать пересмотр закона об автогражданской ответственности
К началу осени Народная партия (НПРФ) уже успела собрать добротный урожай подписей в поддержку своих инициатив. Как сообщил в минувшую пятницу председатель партии Геннадий Райков, уже семь с половиной миллионов граждан по всей стране расписались в поддержку партийных начинаний. Инициативы эти такие: «народный контроль над тарифами и жилищно-коммунальными платежами», «пенсии и зарплату -- для достойной жизни, а не для выживания», «возрождение российского села», «телевидение без насилия и разврата», «борьба со взяточниками и казнокрадами», а также «восстановление смертной казни за преступления против жизни человека и за распространение наркотиков»... >>
  • //  01.09.2003
Греческий суд отпустил Владимира Гусинского под залог
Судебный совет апелляционного суда Афин в минувшую пятницу освободил из-под стражи под залог бывшего главу холдинга «Медиа-Мост» Владимира Гусинского. Таким образом, разыскиваемый Генпрокуратурой РФ опальный олигарх пробыл под арестом менее недели. Задержан он был греческими полицейскими по запросу российских коллег 22 августа. Через несколько дней афинский суд подтвердил правильность действий спецслужб и отправил г-на Гусинского в тюрьму «Коридаллос» дожидаться решения вопроса о его экстрадиции. Однако теперь защита олигарха полагает, что у него снова появился реальный шанс избежать возвращения на российские нары... >>
  • //  01.09.2003
Танкер «Виктория» грозит залить нефтью Волгу
В выходные дни все пожарные и спасательные службы Самарской области работали в авральном режиме, пытаясь потушить горящий в порту города Октябрьска на Волге танкер «Виктория». Пожар на нем вспыхнул в ночь на субботу, когда судно загрузило на борт около 2 тыс. тонн легкой нефти. Несмотря на все усилия, вчера к вечеру пожарным не удалось ни сбить пламя, ни предотвратить разлив нефти. Эксперты заявляют, что пока речи об экологической катастрофе не идет, -- все образовавшиеся нефтяные пятна были вовремя локализованы и не выпущены из акватории порта непосредственно в Волгу... >>
  • //  01.09.2003
Сегодня Карачаево-Черкесия узнает имя своего президента
Второй тур президентских выборов в Карачаево-Черкесии прошел мирно -- без стрельбы и уличных волнений. Во всяком случае на момент подписания номера ни о каких крупных эксцессах известно не было. Республиканская милиция все последние дни работает в усиленном режиме, на подмогу к ней были даже откомандированы омоновцы из соседних регионов. Власти пошли на эти меры, помня о событиях, сопровождавших предыдущие президентские выборы в республике в 1999 году. Тогда ситуацию в КЧР можно было с полным правом назвать революционной. Но вчера революции не случилось. Местное МВД весь день с удовлетворением рапортовало о порядке на избирательных участках и выражало надежду, что «мирную тенденцию» удастся сохранить после их закрытия в восемь вечера, на время подсчета голосов. Предварительные итоги объявят уже сегодня... >>
  • //  01.09.2003
Официальная хроника. >>
  • //  01.09.2003
Игорь БУНИН, директор Центра политических технологий: >>
  • //  01.09.2003
Вчера в Багдаде началось прощание иракцев с лидером крупнейшей в стране шиитской организации аятоллой Мухаммадом Бакр аль-Хакимом. Он погиб в пятницу в результате теракта в мечети имама Али в Эн-Наджафе. В течение трех дней траурная процессия пройдет из Багдада в Эн-Наджаф через святые для шиитов города Карбала и Куфа. Похороны состоятся завтра... >>
  • //  01.09.2003
В минувшую субботу в столице на улице Советской Армии неизвестные расстреляли трех уроженцев Армении. Оперативники МУРа, занимающиеся расследованием этого тройного убийства, предполагают, что в городе начинается очередной этап борьбы за сферы влияния между преступными группировками. По данным следствия, около 15.30 злоумышленники из автомата обстреляли припаркованную возле дома №3 по улице Советской Армии «Волгу» и скрылись на автомашине ВАЗ-2110. В результате от полученных ранений скончались находившиеся в машине полковник МВД Армении Ануш Тарасян, бывший сотрудник ГУВД Москвы Вагит Аганесян и нигде не работающий Дионис Багрионян... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика