N°234
16 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.12.2003
Европа копает под Африку
Испания и Марокко собираются прорыть тоннель под Гибралтарским проливом

версия для печати
Премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар, приехавший с визитом в столицу Марокко Рабат, предложил соседям создать новое чудо света. Два параллельных железнодорожных тоннеля, которые впервые в истории соединят Европу и Африку, должны начаться в районе Пунта-Паломас на южной оконечности Пиренейского полуострова и выйти наружу на мысе Малабата близ Танжера, испанского порта на территории Марокко. Длина всей подземной дороги должна составить 38,7 километра, при этом почти 28 километров тоннеля будет проложено под водой. Марокканские власти согласились участвовать в этой амбициозной «стройке века» и уже дали добро на начало исследовательских работ. В ближайшие три года Мадрид выделит на это 27 млн евро.

Тоннель мог бы быть и покороче: в самом узком месте пролива Европа отстоит от Африки всего на 14 километров. Однако именно в этом месте пролив очень глубок, и тоннель пришлось бы рыть на глубине более 900 метров. Там же, где, по мнению Мадрида и Рабата, пройдет будущий Гибралтарский тоннель, шахтерам придется углубиться всего на 300 метров ниже уровня моря. Правда, к строительству все равно приступят не раньше 2008 года: к этому моменту соседние страны надеются наконец согласовать все детали.

Однако пока есть серьезные сомнения в том, что этот суперпроект вообще удастся когда-либо осуществить. Объявление о сооружении одного из самых длинных тоннелей в мире (и второго по протяженности в Европе после тоннеля под Ла-Маншем) -- это исключительно пиаровский ход. Главной целью визита Аснара было заключение «перемирия» с Королевством Марокко. В июле 2002 года отношения между этими державами испортились из-за необитаемого островка Перехиль в Гибралтарском проливе. Тогда марокканцы в патриотическом порыве высадили на эту скалу десант, объявили о своем суверенитете над островом и через пару дней были экстрадированы оттуда подоспевшими испанскими соединениями. Ныне же в отношениях Мадрида и Марокко наступило потепление, и "островную" проблему решили отложить в долгий ящик. А в качестве ценного подарка испанцы предложили Рабату этот тоннель. Однако никто не может сказать, что случится с этим проектом, когда соседи в очередной раз поссорятся.

Идею сооружения тоннеля под Гибралтарским проливом Испания и Марокко обсуждают уже больше 20 лет. Но «стройка века» все время сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Помимо регулярных ссор между Мадридом и Рабатом из-за испанских владений в Африке есть еще как минимум две проблемы. Во-первых, сооружение тоннелей, особенно подводных, -- крайне дорогостоящее развлечение. 50-километровый Евротоннель под Ла-Маншем обошелся в 15 млрд фунтов стерлингов, для него пришлось разработать особые поезда и вложить изрядное количество денег в системы безопасности. Возможно, Афротоннель окажется дешевле (хотя бы потому, что он короче), но в любом случае расходы на строительство будут измеряться в миллиардах евро.

Таких денег у Марокко скорее всего нет. Испания тоже вряд ли сможет вытянуть «стройку века» в одиночку. Остается уповать на помощь Евросоюза: он буквально на днях, к примеру, согласился инвестировать 62 млрд евро в транспортную инфраструктуру объединенной Европы. Однако в списке проектов, в которые будут вложены эти миллиарды, гибралтарского чуда света пока нет. Тем более что у ЕС есть и другие тоннели, которые постоянно требуют денег, например трансальпийские магистрали.

Кроме того, Гибралтарский тоннель неминуемо столкнется с проблемой окупаемости. Несмотря на то что из Британии в континентальную Европу и обратно ежедневно ездят десятки тысяч людей, перевозятся тонны товаров, тоннель под Ла-Маншем далеко не сразу стал рентабельным, а в 1996 году едва не обанкротился. Но Марокко -- это далеко не Великобритания, и одним только импортом апельсинов в Европу да туристами тоннель не загрузить. Поэтому в то, что будущая «подводная дорога» когда-либо начнет окупаться, верится с большим трудом.

Афротоннель может стать серьезной проблемой и для испанских пограничников. Мадрид в течение последних лет старательно отгораживался от нелегальных эмигрантов из Марокко и создал особую электронную систему, отслеживающую в море лодки с нарушителями границы. При наличии тоннеля для нелегалов откроется новый, гораздо более удобный путь на Пиренейский полуостров. Великобритании эта проблема хорошо знакома: тамошние пограничники регулярно отлавливают подозрительных лиц, пытающихся проникнуть на Альбион через Евротоннель.

ФОТО: Только на то, чтобы "пролить свет" на техническую сторону проекта, потребуется 27 млн евро
Владимир ДЗАГУТО

  КРОМЕ ТОГО  
  • //  16.12.2003
Испания и Марокко собираются прорыть тоннель под Гибралтарским проливом
Премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар, приехавший с визитом в столицу Марокко Рабат, предложил соседям создать новое чудо света. Два параллельных железнодорожных тоннеля, которые впервые в истории соединят Европу и Африку, должны начаться в районе Пунта-Паломас на южной оконечности Пиренейского полуострова и выйти наружу на мысе Малабата близ Танжера, испанского порта на территории Марокко... >>
  • //  16.12.2003
Клубы, концерты, театры, выставки, кино. >>
  • //  16.12.2003
Прогноз погоды на ближайшие дни
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика