N°229
08 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.12.2003
В Париже Росс, в подвале кошки
Эрмитаж празднует день рождения

версия для печати
Царь-музей может позволить себе жить широко и вкусно. И день рождения превращать в событие планетарного масштаба. Традиционно в первой декаде декабря директор Его музейного величества Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский собирает друзей (меценатов, ученых, издателей, журналистов). Подарки раздает и принимает. Вернисажи открывает. Разговоры разговаривает. Ныне поводом стала выставка «В Париже Росс!» -- русская версия грандиозной экспозиции «Когда Россия говорила по-французски», что прошла летом--осенью в соборе Дома инвалидов в Париже. Название -- реверанс компании «Интеррос», другу и покровителю Эрмитажа, меценату нынешних торжеств и парижско-петербургских выставок.

В родных стенах выставка о войне с Наполеоном и стиле ампир получилась более камерной. По словам Пиотровского, главным ее героем стало не государство и даже не государь, а женщина -- императрица Жозефина. Присутствие Дамы в душе и сердце Наполеона (и Александра) помогло артифицировать даже такое подлое, кровавое и мерзкое событие, каким является война. Пиотровский рассказывает: «Рыцарь Александр, вступивши в Париж, своей дружбой с Жозефиной выразил уважение к наполеоновской Франции. Мы знаем, что он готов был оставить в Париже все произведения искусства, собранные французами со всей Европы. На похороны Жозефины он послал почетный караул. А Жозефина подарила ему одно из самых великолепных произведений Эрмитажа -- камею Гонзага. Позднее многие картины из дворца Мальмезон стали гордостью нашей коллекции». Некоторые из них уютно разместились на выставке в Александровском зале.

В Эрмитажном театре Пиотровский поведал о победах и трудностях. Годовой бюджет музея -- более 1 млрд рублей. Из них 647 млн от государства, 433 заработано самостоятельно. Неплохой результат. Но чем лучше идут дела, тем больше у окружающих желания везунчика сожрать. Пиотровский сказал, что царь-музей вынужден выбрать стратегию паранойи. Защищаться от окружающих, предупреждать атаки. Бороться приходится с самим государством. Оно ревностно следит за тем, чтобы жизнь малиной не казалась. Пример. Музеи лишили статуса научных учреждений. Это значит, что надбавки за ученые степени сотрудникам придется выплачивать из своих денег. Или не выплачивать. Что для людей, получающих мизерную зарплату, катастрофе подобно. Пиотровский сформулировал жестко: лишение научного статуса грозит музейному делу крахом. «В нас видят только фабрику по производству выставок, а это лишь крохотная часть работы. Научные фонды -- каркас музейной деятельности».

Приоритеты в жизни музея -- хранение, исследование, просвещение. Ради них созданы конкретные программы. Дворцовая площадь должна получить статус исторического памятника (вердикт был вынесен и на состоявшемся в субботу заседании попечительского совета с участием главы фонда развития Эрмитажа лорда Ротшильда, президента компании «Интеррос» Владимира Потанина, критика New York Times Дж. Рассела, председателя совета директоров компании IBM Г. Мерки и Пиотровского). Все ее здания должно сделать филиалами музея. Прежде всего -- Главный штаб. Самый деликатный, по Пиотровскому, проект его перестройки, предложенный петербургским архитектором Олегом Явейном, принят к реализации. Финансовую поддержку обеспечивает Всемирный банк. Консультантами приглашены: мастерская архитектора Рэма Кулхаса (творчество) и компания «Интеррос» (бизнес).

Прессу водили по внутренним дворам Главного штаба. Сегодня они пробуждают чувство выспренной меланхолии и напоминают искусственные руины романтических парков. В будущем их, перекрыв стеклянной кровлей, превратят в музейную анфиладу. На втором и третьем этажах будут выставки и висячие сады. На первом -- магазины и рестораны. Пиотровский изящно парировал замечания оппонента (директора московского Института искусствознания Алексея Комеча) о том, что, дескать, люди культуры за сохранение исторических центров борются, а Эрмитаж в историческую застройку с новыми проектами вторгается: «Мы не можем не строить. Если Главный штаб останется бесхозным, его тут же схватит какое-нибудь ведомство. Они способны изменить шедевр Росси безобразными пристройками. И тогда ансамбль Дворцовой площади будет разрушен».

В заключение директор Эрмитажа привел статистику. В год Эрмитаж посещают 2--2,5 млн туристов. Если эту цифру увеличить до пяти миллионов, то прибыль городской казны составит около двух миллиардов долларов (в эту сумму входят не только цены за билеты, но все услуги турбизнеса: магазины, рестораны, гостиницы, -- многие приезжают в Петербург специально ради Эрмитажа). Но старые здания двойную нагрузку посетителей выдержать не в состоянии. Выход один -- расширяться и осваивать территории. 22 декабря Эрмитаж откроет новый -- на этот раз фарфоровый -- музей.

Лучшим материалом выпущенного ко дню рождения Эрмитажа одноименного журнала стала статья о музейных котах. На их лечение и питание два раза в месяц сотрудники отчисляют деньги. За усердную ловлю мышей котов почтили выставкой в подвале, где на трубах развесили картины с усатыми-полосатыми. Польщенные модели сидели тут же и урчали. Открыл выставку Пиотровский.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург--Москва
//  читайте тему  //  Выставки

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.12.2003
Эрмитаж празднует день рождения
Царь-музей может позволить себе жить широко и вкусно. И день рождения превращать в событие планетарного масштаба. Традиционно в первой декаде декабря директор Его музейного величества Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский собирает друзей (меценатов, ученых, издателей, журналистов)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  08.12.2003
Букер-2003 как зеркало литературного сообщества
Итак, двенадцатого «русского Букера» удостоен Рубен Давид Гонсалес Гальего за автобиографию «Белое на черном». Спорное решение приняло едва ли не идеальное жюри... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  08.12.2003
«Отцы и дети» на фестивале «Балтийский дом в Москве»
На заключительной пресс-конференции генеральный директор «Балтийского дома» Сергей Шуб сказал: «Отцов и детей», поставленных Адольфом Шапиро в Городском театре Таллина, привезти было необходимо»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  08.12.2003
В современном танце доминируют женщины
Сказать -- женский день? Нет, пожалуй, что женский год -- еще никогда фестиваль современного танца «Цех» не был отдан почти целиком сочинительницам танцев... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика