N°83
16 мая 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.05.2005
Экстремисты стабилизации
версия для печати
Публичные заявления российских дипломатов по трагическим событиям в Узбекистане свидетельствуют о непонимании нашими властями не только ситуации на постсоветском пространстве, но и самих критериев стабильности политических режимов. Апофеозом этого, мягко говоря, непонимания стало вчерашнее заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, назвавшего трагедию в Андижане провокационной акцией преступных групп типа "Талибан".

Если учесть, что преступная группа "Талибан" ухитрилась взять власть в нищем Афганистане и контролировать эту страну вплоть до вторжения американских войск в конце 2001 года, задумываться надо о том, почему такие "провокации" становятся возможными и даже приводят к успеху.

В реальности главным провокатором подобных трагедий становится сама власть и только она. Потому что стабильность, основанная на тотальном подавлении прав и свобод людей при их тотальной нищете, -- никакая не стабильность, а пороховая бочка, готовая взорваться в любой момент от любой поднесенной спички.

Президент Узбекистана Ислам Каримов каленым железом выжег всю светскую оппозицию в стране, частично бросив ее в тюрьмы, частично заставив уехать из страны. Проведя жестокую зачистку всего информационного пространства (в Узбекистане нет ни одного телеканала или печатного издания, не подвергавшегося бы предварительной цензуре властей), погрузив и без того небогатую в советские времена республику в чудовищную, почти поголовную бедность, официальный Ташкент давно и упорно трактует любую попытку выступления людей против себя -- вплоть до элементарных голодных бунтов -- как происки исламских экстремистов. Себя же официальные власти Узбекистана провозглашают последними и единственными защитниками светского государства, что является абсолютной ложью -- тот же Андижан далеко не самый исламизированный город страны, а подавляющее большинство населения Узбекистана вообще никогда не были приверженцами исламских ценностей, не говоря уже о религиозном экстремизме.

В Андижане -- если называть вещи своими именами -- власть расстреляла толпу доведенных до отчаяния беспросветной нищетой и постоянными издевательствами начальства мирных жителей. И если российские власти искренне полагают, что, убив полтысячи измученных людей, узбекский режим доказал способность сохранять стабильность в стране, они сильно ошибаются.

Все внезапные смены власти на постсоветском пространстве, вызывающие у российских властей неподдельное изумление и поток конспирологических рассуждений о проплачиваемых западными неправительственными организациями "цветных" революциях, вызваны как раз попытками подменить стабильное развитие страны стабилизацией доминирующего положения правящего клана. Единственное, что объединяет процессы, происходящие на постсоветском пространстве и вызывающие такую панику российской власти, это невозможность попирающей закон и не обеспечивающей людям нормальных условий существования власти бесконечно силой удерживать статус-кво.

Российская власть, которая, возможно, избрала в последние годы узбекский, силовой вариант принудительной "стабилизации", должна понимать, что демократия, выборность всех органов власти, ротация лидеров страны в рамках Конституции -- это не блажь «проплаченных Западом экстремистов», а естественное условие для поддержания в стране реальной стабильности. Которая -- и это один из важнейших, если не главный критерий действительно стабильного режима -- в принципе не должна зависеть от личности правителя.

Два конституционных президентских срока -- достаточное время, чтобы люди поняли, хотят ли они жить при этой власти или не хотят. Легальная возможность сменить власть мирным путем -- вот главный заслон на пути того, что в российском МИДе по недомыслию либо по приказу свыше именуют преступными провокациями экстремистов. Даже если поверить версии официального Ташкента и официальной Москвы о провокации исламистов, нельзя не понимать, что объективные основания поддаваться на такие провокации дает только сама власть. А держаться на штыках для любой власти отвратительно, аморально и в конце концов все равно убийственно.
Семен Новопрудский
//  читайте тему  //  Трагедия в Андижане


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  16.05.2005
Reuters
Москва поддерживает решение президента, но добивается его отмены
Подчеркивая свою лояльность Кремлю, мэр Москвы Юрий Лужков, похоже, пытается максимально дистанцироваться от торга вокруг предоставления Москве исключительного права избирать мэра... >>
  • //  16.05.2005
Роман Мухаметжанов
Для назначения губернаторов понадобятся «карманные» парламенты
Алтайское законодательное собрание в апреле одним из первых выразило недоверие всенародно избранному губернатору Михаилу Евдокимову. Пока президент карательных мер по отношению к губернатору не принял... >>
  • //  16.05.2005
Денис Синяков
Президент отобрал у сержантов «натовские» нашивки, но вернул полковникам по барану
Как раз в день 60-летия Победы Владимир Путин подписал указ «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия». Очередная смена военной моды -- явление в общем-то обычное, случающееся в мире, по подсчетам маркитантов, в среднем раз в двадцать лет... >>
  • //  16.05.2005
Публичные заявления российских дипломатов по трагическим событиям в Узбекистане свидетельствуют о непонимании нашими властями не только ситуации на постсоветском пространстве, но и самих критериев стабильности политических режимов... >>
//  читайте тему:  Трагедия в Андижане
  • //  16.05.2005
Президент объявил благодарность коллективу государственного унитарного предприятия (ГУП) «Московский метрополитен», сообщает пресс-служба главы государства... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика