N°115
04 июля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.07.2006
Расширение пространства борьбы
Закончился первый Московский международный открытый книжный фестиваль

Когда на прошлогодней Non/fiction программный директор ММОКФ Александр Гаврилов совместно с директором Экспопарка Василием Бычковым представляли проект будущего фестиваля, то после пространных и непонятных речей кратко пояснили: «Это будет такой праздник на лужайке с книгами, музыкой, танцами и пивом». Поэт и депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, активно инициативу поддержавший, прокомментировал предстоящую акцию более сдержанно: «Это будет такой дачный вариант ярмарки Non/fiction». В результате ММОКФ, задуманный по аналогу с Эдинбургским книжным фестивалем, получился слегка компромиссным: пива не было совсем, книг не было почти, зато танцев и музыки хватало.

Если вы когда-нибудь открывали книги издательства «Амфора», то видели на первой странице слоган: «Читать модно». Яркий праздник на пленере, где разговоры о литературе переносятся в непривычное пространство и ведутся яркими медийными персонажами, как раз и должен эту моду утвердить.

Главное в этой истории -- разрушить привычный ассоциативный ряд: литература, затоваренные прилавки, пыльные интеллектуалы. Для большинства сограждан книжные форумы традиционно ассоциируются с оптовыми закупками, сниженными издательскими ценами и столпотворением в некондиционированных салонах. Завсегдатаи подобных мероприятий, по привычке пришедшие на открытый фестиваль с авоськами, ворчали: «Что за книжный фестиваль без книг». Поверьте, книги были. Небольшой торговый павильончик расположился при входе в открытый двор ЦДХ и был до отказа заполнен ажиотированной публикой. Рядом, в беседке под названием «Изба-читальня», украшенной эргономичными табуретками Старка, можно было попробовать купленные книги «на вкус», и если что не подходит -- отнести обратно.

Согласитесь, современный потребитель перед прилавками книжных магазинов реально сходит с ума и погружается в состояние паники. Налицо кризис перепроизводства. Книг выходит -- немерено. Профессиональных изданий, способных хоть как-то сориентировать, только два (и те выходят ограниченными тиражами). Глобальное затоваривание грозит обернуться спадом потребительской активности.

Главный просчет организаторов книжных форумов в том, что они упорно действуют по принципу «вали кулем, потом разберем». Но для того, чтобы книгу сегодня купили, она должна быть не просто хорошей, гениальной и умной, а прежде всего, извините, популярной, культовой и модной.

Потребитель охотно включается в игру и клюет на любые нетрадиционные способы расширения интеллектуального пространства. К примеру, на ММОКФ, выступали писатели и поэты первой величины. Многие из них, как популярный Фредерик Бегбедер и не менее популярный Тибор Фишер, специально приехали в Москву на этот форум. Бегбедер, как и ожидалось, галантно улыбался дамам и поучаствовал, несмотря на ветер, в акции «завтрак со звездой», исправно исполнив роль жующей звезды. Затем в шатре «Коктебель» развлекал публику своими байками, чуть было не сорвав сеанс видеопоэзии. Когда после череды этих мероприятий я спросила у торгующих книгами девушек, покупали ли люди активнее романы Бегбедера, они бодро ответили: «Да, спрос повысился, но это -- ничто по сравнению с толпой, которая прибежала после открытой дискуссии Ильи Кормильцева с Тибором Фишером о вопросах порнографии». Понятно, что ни автор «Философов с большой дороги», ни идеолог издательства «Ультракультура» непосредственно о порнографии не пишут; это всего лишь яркий пример реакции потребителей на альтернативный способ презентации интеллектуального продукта.

Подобных придумок на фестивале было довольно много. Поэт и художник Леонид Тишков все воскресенье развлекал детей, пытаясь запустить в воздух персонажа своих книг таинственного Даблоида. Куратор ГЦСИ Андрей Суздалев учил проходящих мимо школьников с ходу переводить понравившийся текст на язык анимации.

Взрослые качались в гамаках, валялись на газонах, пускали мыльные пузыри и гоняли на маленьких самокатах, заботливо предоставленных детским издательством «Самокат». Центром воскресного дня стал мастер-класс по приготовлению ферганского плова, устроенный Сталиком Ханкишиевым под чутким руководством главного редактора издательства «Колибри» Сергея Пархоменко. Гастрономическая акция устраивалась вовсе не из соображений благотворительности: таким образом проходила презентация книги «Казан, мангал и другие мужские удовольствия». А вот на ступеньках ЦДХ проходила уже благотворительная акция «Дай книгу городу»: книгоманам предлагалось разгрузить запылившиеся стеллажи, передав ненужные книжки в районные библиотеки и малоимущим семьям.

Самая многообещающая часть программы была посвящена соединению литературного и визуального пространства. О том, сколь разным может быть восприятие текста, свидетельствовала и выставка комиксов, организованная устроителями «Комиссии», и мастер-класс лидера рижской группы «Орбита» Сергея Тимофеева, представившего на фестивале серию видеоклипов, снятых на стихи разных поэтов. Программу поэтического видео представил и приехавший из Германии Бастиан Беттхер, сопроводив его чтением в рэп-манере и комплиментами дождю, ветру и в целом плохой погоде, которая помогает поэту нащупать правильный ритм. Подхватили инициативу и московские режиссеры: Александр Гаврилов показал публике первые видеоклипы, снятые на стихи Елены Фанайловой, Дины Гатиной, Глеба Шульпякова и Андрея Родионова, пообещав, что этот жанр будет активно развиваться и внедряться в сознание публики.

Вообще тема сопряжения визуального и литературного стала лейтмотивом последнего дня фестиваля. Писатели Грэм Свифт и Алексей Слаповский хвалили и ругали экранизации своих романов. А сценаристы Юрий Арабов и Дуня Смирнова, представляя серию «Библиотека кинодраматурга», рассказывали о том, как сценарный текст ложится на экран: о всех разочарованиях и нежданных радостях, которые сопутствуют этому процессу.

Глупо предполагать, что читательские стереотипы легко ломаются. Далеко не все посетители были готовы воспринимать видеопоэзию и слушать, как Лев Семенович Рубинштейн поет советские песни. Но будет хорошо, если ММОКФ станет традиционной акцией в формате пленер-арт и, включив в свою программу больше танцев и пива, расширит литературную экспансию в сферу развлечений.
Наталья БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.07.2006
Диана Мачулина
Итоги крупнейшей ярмарки современного искусства «Арт-Базель»
Главное место встречи мировой арттусовки изменить нельзя -- это «Арт-Базель», ежегодная ярмарка современного искусства, проходящая в июне в Швейцарии... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  04.07.2006
Закончился первый Московский международный открытый книжный фестиваль
Когда на прошлогодней Non/fiction программный директор ММОКФ Александр Гаврилов совместно с директором Экспопарка Василием Бычковым представляли проект будущего фестиваля, то после пространных и непонятных речей кратко пояснили: «Это будет такой праздник на лужайке с книгами, музыкой, танцами и пивом»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  04.07.2006
Продюсеров теперь будут готовить профессионально
В Петербургском университете кино и телевидения, в составе Института экономики и управления, открылась кафедра по специальности «Продюсерство кино и телевидения» -- первая и единственная в России... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  04.07.2006
Ему еще не исполнилось 56 лет, он был режиссером среднего поколения, от которого все еще чего-то ждали. Валерий Огородников очень не любил, когда его называли режиссером «питерской школы», нет такой школы, говорил он, хотя на посторонний взгляд был типичным представителем питерской культуры: начитанный, уязвленный, требовательный, бескомпромиссный, с высокими идеалами и ранимой душой... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика