N°144
14 августа 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.08.2006
«Окно в Европу» открывается внутрь
Программа фестиваля в Выборге стала результатом компромисса между новым и хорошим

версия для печати
14-й по счету кинофестиваль в Выборге стартовал фильмом ученика Алексея Германа Рамиля Салахутдинова «Кружение в пределах кольцевой», а закроется мюзиклом Валерия Пендраковского «Бегущая по волнам». Конкурсные секции составили 10 игровых картин, 18 документальных и около 30 анимационных лент. Основной интригой является работа жюри, которое возглавляет режиссер Александр Прошкин. Трюк, который придумала команда фестиваля в этом году, состоит в том, что на этот раз финальное заседание жюри будет открытым для всех желающих узнать, как, за что и почему даются призы. Прошкин и его коллеги уже высказались об этом новшестве весьма скептически. Однако шоу непременно состоится и даст возможность таким разным людям, как писатель и журналист Дмитрий Быков, актеры Ирина Апексимова и Игорь Ясулович, режиссер Борис Хлебников и продюсер Елена Яцура, прилюдно обосновать свою точку зрения.

Организаторы фестиваля уже давно ищут оправдание пафосному названию, данному 14 лет назад. В постперестроечной эйфории казалось, что «Окно в Европу» в противовес внутренней ярмарке «Кинотавра» станет способствовать раскрутке нашего кино на Западе. Однако быстро выяснилось, что куда важнее восстанавливать прокат и кинопроизводство в собственной стране, поддерживая хотя бы их видимость. Поэтому о старой концепции забыли и вспомнили только в этом году, объявив о проведении в рамках фестиваля международной кинобиржи «Платформа», цель которой -- осуществление контактов между Россией и Германией. Но даже эти контакты нисколько не изменят тот факт, что «Окно в Европу» открывается внутрь.

Кинопроизводство в России растет, и практически все отечественные фильмы выходят в прокат. Шесть картин из конкурсной программы прошедшего «Кинотавра» уже проверены на прочность зрительским рублем, еще четыре на подходе и будут показаны осенью. Однако при всем оживлении кинопроцесса достойно заполнить даже две внутренние фестивальные программы по-прежнему не получается. Из сотни снятых за год картин в лучшем случае десять могут считаться конкурентными, то есть претендующими на награды. И, понятное дело, сливки уверенно снимает именно сочинский «Кинотавр», который после смены владельца сумел увести все лучшее даже у Московского фестиваля.

В такой ситуации у отборщиков «Окна в Европу» нет иного выхода, как закрыть глаза на право первой ночи и показывать в конкурсе фильмы, засвеченные прокатом и другими фестивалями, чтобы не опускать соревновательный уровень ниже плинтуса сомнительным «новьём». Так комедийное дог-шоу «Четыре таксиста и собака 2» и молодежная рэп-комедия «Ненасытные» от производителей трилогии «Даже не думай», несмотря на свою свежесть, попали только в информационные секции фестиваля. Зато показанный в Канне, Сочи и Москве фильм Николая Хомерики «977», участвовавший в конкурсе «Перспективы» ММКФ, «Маяк» Марии Саакян, прошедший еще весной в прокате «Питер FM», который продюсировали владельцы «Кинотавра» и из этических соображений не включили в собственный конкурс, и даже выпущенный год назад на DVD триллер Бориса Фрумина «Нелегал» -- вошли в конкурсную десятку. Мало того, «Питер FM» заранее считается основным претендентом на главный приз «Большая золотая ладья», который по традиции присуждает не жюри, а итоги зрительского анкетирования в конкурсе «Выборгский счет».

Другой возможный фаворит зрителей -- «Многоточие» Андрея Эшпая, снятое по повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна», где на фоне наступающей «оттепели» разворачивается история взаимоотношений преуспевающей скульпторши, ваяющей Ленина во всех видах, с мужчинами разных возрастов. Этот фильм уже был показан в конкурсе только что завершившегося фестиваля в Локарно. И он может составить отменную пару картине Станислава Говорухина «Не хлебом единым» -- квазисоцреалистической и манерной экранизации прозы той же «оттепельной» эпохи, которая в прошлом году с большим отрывом победила по «Выборгскому счету». Выборгская публика в этом смысле, по-видимому, дает прогноз некоего усредненного или, точнее, телевизионного выбора народа, который сильно отличается от столичных предпочтений, всегда с большей охотой склоняющихся к современным радикальным экспериментам, чем к старомодным сюжетам из недавней истории. Андрей Эшпай перешел к съемкам «Многоточия» сразу после «Детей Арбата», сохранив при этом костяк группы, включая Евгению Симонову и Евгения Цыганова, которые в сериале играли мать и сына, а здесь -- зрелую скульпторшу и влюбленного в нее простого парня. А для Чулпан Хаматовой даже была специально написана героиня, которой нет у Некрасова.

Есть шансы выиграть зрительский конкурс и у залежавшегося «Нелегала», в котором рассказана шпионская история времен «холодной войны». Это этакий «анти-Бонд» про абсурдную жизнь советского агента, долгое время проработавшего в Хельсинки и ставшего по заданию партии нелегалом в собственной стране, чужим среди своих, засланным казачком в тылу врага. Главную роль здесь сыграл Алексей Серебряков, превосходный актер, не дающий осечек. А в «Мечте» Сергея Снежкина зрительским манком является жанр. Впрочем, это первая комедия, снятая известным питерским режиссером, поэтому результат непредсказуем. События фильма развиваются вокруг лотерейного билета, сулящего выигрыш в миллион долларов. За этим миллионом гоняются бомжи, подростки, представители властных структур и какого-то древнего племени. Так что вполне возможно, что это зрелище будет мало чем отличаться от гонок в «Четырех таксистах и собаке». Постановщик многих серий «Улиц разбитых фонарей» Сергей Бобров снял производственную черную комедию «Последний забой», украсив ее участием любимых народом актеров Сергея Гармаша, Петра Зайченко, Артура Смольянинова и Нины Усатовой. Трагический сюжет о трех шахтерах, решивших от безнадеги взорвать себя в забое, разыгран в ироническом ключе и расцвечен композициями группы «Ляпис Трубецкой».

Что касается других участников конкурса, то эти фильмы в той или иной мере можно отнести к расплывчатому понятию артхаус, то есть кино, не рассчитанному на широкий прокат, но претендующему на внимание определенной части публики. «Пробуждение» ленфильмовского дебютанта Станислава Лебедева продолжает тему «Итальянца», выдвинутого в прошлом году от нашей страны на «Оскар». Это история мальчика, оставшегося круглым сиротой после смерти деда, скитающегося с беспризорниками и мечтающего стать танцором. «Маяк» Марии Саакян рассказывает историю девушки, вернувшейся в начале 90-х из Москвы в Армению, чтобы увезти от начинающейся войны бабушку и дедушку, и попавшую в транспортную блокаду. Эта мрачная драма о разоренном доме сделана по лекалам того поэтического кино, которым гордились при советской власти южные республики. Что доказывает факт сохранения традиций молодым поколением -- ведь автор сценария грузин, режиссер армянка, а оператор родом из Казахстана. Кроме того, роли второго плана сыграли звезды советского многонационального кино -- Софико Чиаурели и Сос Саркисян. Однако этот стиль сегодня совсем не в моде. И продюсер картины во время Московского фестиваля с горечью заметил, что прокатчики считают поэтический кинематограф мертвым и бесперспективным. Зато фильм «Граффити» Игоря Апасяна, много лет отдавшего новым российским сериалам, возможно, представляет собой жанр перспективный. Это молодежная авантюрная драма про мытарства молодого художника, который ловит кайф, уродуя стены столичной подземки, и после уличной разборки с байкерами открывает для себя, как Атлантиду, российскую глубинку со всеми ее странностями. Но куда больше шансов привлечь внимание тех, кто любит «кино не для всех», у побывавшей в Канне стилизованной псевдофантастики «977».

В целом, анализ конкурсных программ «Кинотавра» и «Окна в Европу» доказывает одно: раз полное безрыбье окончилось, фестивалям стоит выработать для себя концептуальный подход к отбору фильмов. Скажем, в Сочи не надо брать откровенно коммерческое кино, а в Выборг -- откровенно артхаусное. В этом году, к примеру, могла бы произойти очень полезная для обоих фестивалей рокировка, при которой «977», «Маяк» и «Кружение в пределах кольцевой» поехали бы соревноваться на «Кинотавр», а «Окно в Европу» с куда большим смыслом могло бы продемонстрировать «Зайца над бездной» Тиграна Кеосаяна и «Парк советского периода» Юлия Гусмана. Ведь если жюри не придется выбирать между совершенно разнородными вещами, то и его вердикт не к чему превращать в шоу для публики.
Ирина ЛЮБАРСКАЯ
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  14.08.2006
«Волчья яма» на экранах Москвы
«Ежегодно в Австралии исчезают 30 тыс. человек. 90% их находят в течение месяца. Некоторые пропадают навсегда». С этой не внушающей оптимизма статистики начинается фильм дебютанта (исполнившего обязанности режиссера, сценариста и продюсера) Грега Маклина, ставший, безусловно, самым ярким примером австралийского фильма ужасов за долгие годы, а также одним из самых значительных произведений жанра за отчетный период и в мировом масштабе... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  14.08.2006
Программа фестиваля в Выборге стала результатом компромисса между новым и хорошим
14-й по счету кинофестиваль в Выборге стартовал фильмом ученика Алексея Германа Рамиля Салахутдинова «Кружение в пределах кольцевой», а закроется мюзиклом Валерия Пендраковского «Бегущая по волнам»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  14.08.2006
Вчера открылся Эдинбургский фестиваль
Этому фесту уже почти шестьдесят лет -- следующий год будет юбилейным. Последние полтора десятилетия его программу составлял Брайан Макмастер; в сентябре он удаляется на покой и передает руководство австралийцу Джонатану Миллзу (тот составил себе репутацию на родине, управляя несколькими музыкальными и театральными фестивалями)... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика