N°126
16 июля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.07.2008
Вне зоны действия Сети
Почему российские муниципалитеты крайне медленно внедряют информационные технологии

версия для печати
В последнее время вопрос о необходимости более интенсивного внедрения информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в государственное и муниципальное управление поднимается все чаще на самых разных уровнях власти. Безусловно, за шесть лет, прошедших с начала реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия», информатизация всех сфер жизни худо-бедно происходит. Другой вопрос, что «худо-бедно» -- совсем не то, что требуется.

Если верить официальной статистике, в 2007 году не менее 15% россиян применяют в своей работе и повседневной жизни ИКТ. Т.е. Россия достигла рубежа «информационной цивилизации». Но почему она не стала «электронной» в том объеме и в те сроки, которые предлагаются федеральной программой? И главное -- почему не стали «электронными» муниципальные органы власти, самые близкие для граждан страны?

Отчасти ответ на этот вопрос дают результаты недавно завершившегося исследования уровня внедрения ИКТ в муниципальное управление, проведенного Институтом дистанционного обучения Российской академии государственной службы при президенте РФ (ИДО РАГС) совместно с финансовой корпорацией «Уралсиб» в рамках разработки нового учебного модуля «Электронный муниципалитет: организация и функции» проекта «Всеобуч для муниципальных служащих».

Проект «Всеобуч для муниципальных образований» реализуется с 2005 года ИДО РАГС совместно с ФК «Уралсиб» по инициативе и при поддержке администрации президента и Совета Федерации.

Проект включает ряд уже созданных и реализуемых модульных учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, таких, как «Управление развитием территории муниципального образования», «Стратегия социально-экономического развития территории муниципальных образований», «Правовое и кадровое обеспечение муниципальной службы» и других.

Сочетание модулей позволяет слушателям без длительного отрыва от основной работы получать максимум необходимых им знаний, основанных на практическом опыте их коллег в других регионах.

За три года в процессе системной работы с применением дистанционных технологий по методикам ИДО РАГС профессиональную переподготовку и повышение квалификации в регионах России прошли свыше 50 тыс. специалистов муниципального уровня и государственной службы.

В ходе исследования был проведен экспертный опрос представителей органов местного самоуправления 730 крупных муниципальных образований 84 субъектов федерации. (Всего в России 24 510 муниципалитетов). Представителей местных властей, как непосредственных участников ФЦП «Электронная Россия», попросили дать оценку происходящих преобразований в сфере ИКТ и обозначить приоритеты дальнейшего развития информатизации, направленной на повышение качества оказания государственных услуг населению.

Что же тормозит, по мнению муниципалов, реализацию программы информатизации? По мнению большинства респондентов, основными препятствиями создания «Электронного правительства» на федеральном уровне являются «бюрократизированность административных процессов» и «неэффективное расходование средств ФЦП «Электронная Россия». Их назвали 33 и 34% соответственно. А на региональном уровне главные проблемы, как считают участники опроса, в недостаточном уровне ИТ-подготовки сотрудников (46%), проблемах с доступом в Интернет (57%) и низком пользовательском уровне (61%).

При этом большинство участников опроса определило наиболее приоритетной задачей при создании «Электронного правительства» оптимизацию административных процессов и сопряжение информационных систем (они являются базовыми условиями для развития электронных муниципальных и государственных услуг). А вот наименее приоритетным респонденты сочли создание инфраструктуры удостоверения цифровой подписи. Между тем за рубежом цифровая подпись является наиболее распространенным инструментом обеспечения юридической значимости электронного документооборота. Также низкий приоритет, по мнению респондентов, у такого сравнительно дешевого способа повышения качества муниципальных услуг, как раскрытие информации о порядке их оказания на официальных сайтах.

Уровень информатизации своего муниципального образования большинство респондентов оценило как «средний» (41%) или «ниже среднего» (45%), а аппарата муниципалитета как «средний» (73%). И лишь 9% опрошенных смогли определить уровень внедрения ИКТ в управление как «передовой». Правда, следует отметить, что эти оценки -- лишь представление участников опроса об уровне информатизации своего муниципального образования, а не фактический уровень внедрения ИКТ.

Как бы там ни было, возникает вопрос о причинах столь невысоких оценок. Банальная нехватка бюджетных средств была бы самым простым, но далеко не единственным и не самым главным объяснением. Кроме недофинансирования причины невысокого уровня информатизации муниципалитетов, принявших участие в опросе, следует искать в несоответствующем кадровом и нормативном обеспечении процесса. Именно по этим трем составляющим можно судить о том, готова ли администрация муниципалитета к внедрению ИКТ в управление и насколько интенсивно идет (если идет) этот процесс. Анализ результатов исследования показал, что большинство муниципалитетов испытывает затруднения как минимум по одному из указанных параметров.

Так, согласно результатам опроса, в большинстве опрошенных муниципалитетов отсутствует стратегия (73%) и/или программа (52%) информатизации муниципального образования. Только в 41% муниципалитетов разработаны нормы эксплуатации информационных систем, а в 38% действуют отраслевые программы (например, в учреждениях системы образования). Лучше всего обстоит дело с нормативным обеспечением представления муниципального образования в сети Интернет -- соответствующие документы действуют в 61% опрошенных муниципалитетов.

Кадровый дефицит испытывают 76% респондентов. При этом меньше половины опрошенных муниципалитетов располагают в составе аппарата специализированным IT-подразделением. В большинстве же администраций задачи внедрения ИКТ решают либо сотрудники различных подразделений, либо специализированная компания-подрядчик. В числе причин дефицита ИТ-специалистов подавляющее большинство опрошенных назвало нехватку бюджетных средств.

Тем не менее в большинстве опрошенных муниципалитетов информатизация все-таки существует. По крайней мере, 90% из них представлены в Интернете официальными сайтами, на которых присутствует информация о работе органов местного самоуправления, а также с помощью которых населению и юридическим лицам оказывают электронные услуги.

Чаще всего на интернет-сайтах размещается общая информация о муниципальном образовании (72%), контактные данные и график работы аппарата (63%), сведения о руководителях подразделений (70%). Есть также информация о муниципальных программах или стратегиях (61%) и сведения о тендерах и конкурсах (60%). А вот такие важные информационные блоки, как сведения об исполнении бюджета и сведения по работе с обращениями граждан размещают только около трети опрошенных муниципалитетов.

Что касается электронного сервиса, то наиболее распространенными его видами являются обмен документами с налоговыми органами (его предлагают 54% муниципалитетов), предоставление информации о порядке оказания муниципальных услуг (31%) и возможность скачать бланки, формы и квитанции (31%). Около трети опрошенных заявили о том, что данные сервисы находятся в процессе разработки.

Не слишком оптимистичной видится ситуация с организацией многофункциональных центров (МФЦ), создаваемых по принципу «одного окна». Лишь 18% участников опроса сообщили о том, что на их территории МФЦ либо создан, либо создается. В 67% опрошенных муниципалитетов откладывают реализацию соответствующих мероприятий в силу различных причин, среди которых 29% называют неопределенность в порядке финансирования создания МФЦ, а 17% планируют начать создание центров только после «решения вопросов кадрового обеспечения».

Между тем МФЦ призваны не только облегчить и упростить процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг, но и повысить эффективность межведомственного взаимодействия. Кроме того, создание таких структур позволяет минимизировать контакты посетителей с чиновниками, что, безусловно, способствует снижению уровня коррупции.

Если говорить об итогах совместного исследования ИДО РАГС и ФК «Уралсиб», то в первую очередь стоит отметить его уникальность. По сути, впервые за все годы реализации ФЦП «Электронная Россия» представителей муниципалитетов, как непосредственных участников процесса, попросили оценить качество и темпы внедрения ИКТ, обозначить наиболее характерные проблемы, тормозящие процесс информатизации управления на местах, определить приоритетные направления дальнейшей работы.

Не менее важна и общая оценка. Так, можно предположить, что ситуация с внедрением ИКТ в муниципалитетах России в целом, вероятно, еще менее оптимистична. Поскольку есть основания считать, что наибольшую активность в опросе проявили представители муниципалитетов, заинтересованных в конечном результате и добившихся определенных успехов в работе по данному направлению.

Результаты исследования подтвердили первоначальное предположение о том, что одна из основных проблем -- даже не финансовое или программное обеспечение процесса, а нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие соответствующей нормативной и методологической базы, понимания принципов решения конкретных задач.




(подверст) «Электронное правительство» -- система государственного управления (на всех уровнях власти -- федеральном, региональном, муниципальном) на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.
Сергей ЧИРКИН
//  читайте тему  //  Информационные технологии


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.07.2008
Кирилл Каллиников
Министерство обороны выполнило план по призыву
Вчера закончился очередной призыв в Вооруженные силы России, стартовавший еще 1 апреля. Министерство обороны через призывные комиссии и военные комиссариаты выполнило план на 100%, поставив в воинский строй 133 тыс. 200 молодых людей... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  16.07.2008
На пост уполномоченного РФ при Европейском суде вместо бывшего одноклассника министр юстиции предложил бывшего подчиненного
Министр юстиции Александр Коновалов отозвал кандидатуру депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Евтухова на пост уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека... >>
  • //  16.07.2008
Дмитрий Медведев готов изменить положение судей в обществе
Российскую судебную систему ждут большие перемены. В скором времени граждане смогут получить компенсацию за плохую работу судов, а сами судьи станут отвечать за свою работу в судебном же порядке... >>
//  читайте тему:  Судебная система России
  • //  16.07.2008
Член Центризбиркома Евгений КОЛЮШИН рассказал корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ о причинах, побудивших его выступить на процессе по иску КПРФ к ЦИК об отмене результатов выборов в Госдуму в качестве свидетеля и об особенностях работы ЦИК в новейших политических реалиях... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
  • //  16.07.2008
Почему российские муниципалитеты крайне медленно внедряют информационные технологии
В последнее время вопрос о необходимости более интенсивного внедрения информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в государственное и муниципальное управление поднимается все чаще на самых разных уровнях власти... >>
//  читайте тему:  Информационные технологии
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика