N°124
16 июля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.07.2010
РИА-НОВОСТИ
Черная лесополоса
Строители новой трассы Москва--Петербург начали вырубку в Химках

Первые деревья в Химкинском лесу пали в неравной схватке с инвесторами новой скоростной платной автодороги Москва--Санкт-Петербург. О том, что на территории лесного массива началась рубка, которую до последнего времени удавалось отсрочить усилиями независимых экологов и жителей Химок, сообщила вчера лидер Движения в поддержку Химкинского леса Евгения Чирикова. Примечательно, что первая просека в лесу появилась буквально через несколько дней после того, как защитники природы подали обращение в Генеральную прокуратуру, в котором утверждали, что в создании транспортного коллапса на Ленинградском шоссе в конце июня виноваты не столько московские власти, сколько федеральные чиновники, покровительствующие авторам проекта новой скоростной трассы, -- якобы они столь наглядно пытались убедить находившихся в тот момент в Москве членов совета директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в необходимости срочного выделения кредитов на строительство дублера Ленинградки.

Как рассказала «Времени новостей» Евгения Чирикова, вырубка началась в ночь на четверг и продолжалась вплоть до того момента, пока на место появившейся просеки не приехали независимые экологи. По словам г-жи Чириковой, хотя генподрядчиком строительства будущей автомагистрали и является французская компания Vinci Concessions, на рубку были отряжены в основном азиаты-гастарбайтеры. Серьезного сопротивления возмущенным «зеленым» они не оказали, хотя без небольшой рукопашной и не обошлось. Но в итоге довольно быстро рабочие скрылись в лесу, а экологи стали подсчитывать ущерб. «Вырублено около двух гектаров леса, -- заявила г-жа Чирикова «Времени новостей». -- Это, судя по всему, знак, что стройка действительно началась». Решительность застройщиков явно стала неожиданностью для защитников природы, намеревавшихся продолжать юридические баталии и оспорить в Страсбургском суде постановление правительства РФ об исключении из земель лесного фонда 150 гектаров Химкинского лесопарка.

Напомним, что решение о строительстве платной альтернативы Ленинградского шоссе было принято тогдашним президентом России Владимиром Путиным в 2004 году. Новая дорога была призвана разгрузить северо-западное направление Москвы и области, которое перестало справляться с огромным потоком транспорта, и подвести еще один путь к постоянно расширяющемуся в последние годы международному аэропорту Шереметьево. Контракт на строительство дороги получила французская фирма Vinci Concessions. Однако после того как в 2006 году был подготовлен проект будущей магистрали, стало понятно, что реализация амбициозной идеи усложняется. Оказалось, что отрезок новой Ленинградки, выходящий к старой трассе на ее 58-м километре, должен пройти сквозь лесополосу, раскинувшуюся от Химок до Шереметьево и являющуюся частью лесозащитного пояса столицы. Экологи утверждают, что трасса, разрезав лес на две части, радикально изменит природоохранную зону в северной части Москвы и Подмосковья.

В борьбе за спасение леса жителей Химок поддержали такие авторитетные международные экологические организации, как «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы. В течение трех с лишним лет с помощью акций протеста и судебных исков, оспаривающих постановления администраций Московской области и города Химки, «зеленым» удавалось сдерживать непосредственное начало работ и добиться частичного изменения проекта магистрали -- в частности, ширина лесополосы, отведенной под строительство, сократилась с первоначальных 3 км всего до 100 метров.

Но федеральные власти четко обозначили и границы компромиссов. Во-первых, лидеру Движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой не оставили даже минимального шанса повлиять на развитие ситуации сверху, заняв место главы муниципального образования Химки, -- ее сняли с выборов. Во-вторых, в ноябре прошлого года правительственным постановлением за подписью Владимира Путина участок леса был переведен в категорию земель транспорта. Попытки оспорить этот документ в Верховном суде не увенчались успехом -- 1 марта 2010 года ВС отклонил иск «зеленых».

Независимые экологи пытались повлиять на российскую власть и через ее международных партнеров. Сразу несколько природозащитных организаций обратились в ЕБРР с призывом не выделять кредиты на строительство 40-километрового участка новой скоростной дороги. Во время июньского визита в российскую столицу представители совета директоров ЕБРР встречались не только с чиновниками, но и с представителями некоммерческих организаций, выступающих против вырубки Химкинского леса, и выслушали их аргументы. При этом для осуществляющей проект Северо-Западной концессионной компании, в которую входит и Vinci Concessions, судя по всему, гораздо важнее уже выделенный другими банками кредит в 29,2 млрд рублей.

Примечательно, что Министерство природных ресурсов и экологии, от которого защитники готовящегося к вырубке леса на протяжении нескольких лет ждали хотя бы объективной оценки экологического вреда, который может принести строительство скоростной трассы, никакого отношения к этой проблеме иметь не хочет. Глава пресс-службы Минприроды Тимур Чернышев дал понять в беседе с корреспондентом «Времени новостей», что участвовать и уж тем более регулировать ситуацию вокруг леса в Химках ведомство не может в силу объективных причин. «Это вопрос, который не входит в компетенцию Минприроды. Позиция же министра заключается в том, что если возможно что-то сохранить, то нужно сохранять, а не рубить все подряд», -- заявил г-н Чернышев.

Представители компании-подрядчика, начавшей вырубку леса, утверждают, что действуют согласно графику работ и на вполне законных основаниях. Но, как заявила г-жа Чирикова, пока подтверждающих это документов они не представили, пообещав вернуться в понедельник уже с документами. При этом сами защитники природы намерены действовать, не дожидаясь возвращения строителей. Вчера «Гринпис России» обратился в Генеральную прокуратуру и прокуратуру Москвы с просьбой привлечь к ответственности тех, кто начал порубочные работы в лесополосе. При этом в обращении содержится предупреждение властям о вероятных акциях гражданского неповиновения. «Ситуация с планами строительства скоростной автомобильной дороги через Химкинский лес имеет большой общественный резонанс, и незаконные действия по строительству этой дороги могут вызвать массовые публичные выступления людей по защите своих экологических прав», -- предупреждает подписавший письмо в прокуратуру исполнительный директор «Гринпис России» Сергей Цыпленков.

Пока же «зеленые» намерены разбить лагерь на месте вырубки и круглосуточно охранять хотя бы ту часть леса, которая им доступна. «Мы будем защищать лес», -- заверила г-жа Чирикова.
Вячеслав КОЗЛОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.07.2010
РИА-НОВОСТИ
Строители новой трассы Москва--Петербург начали вырубку в Химках
Первые деревья в Химкинском лесу пали в неравной схватке с инвесторами новой скоростной платной автодороги Москва--Санкт-Петербург... >>
//  читайте тему:  Защита Химкинского леса
  • //  16.07.2010
ИТАР-ТАСС
В Москве закрывают половину ярмарок выходного дня
Столичные власти решили закрыть половину ярмарок выходного дня, посчитав, что эта "антикризисная" мера утратила актуальность... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика