N°5
16 января 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.01.2004
Борьба с бездуховностью -- дело прибыльное
версия для печати
Школьные учебники по гуманитарным дисциплинам должны быть свободны от идеологической конъюнктуры. Государственные премии нечего раздавать «либералам». Телевидение должно сократить показ иноземных фильмов, по определению пропагандирующих разврат и насилие. Государству надлежит заботиться о «мастерах культуры», а тем, в свою очередь, сеять разумное, доброе, вечное. От советчины не откажемся, с третьего пути не свернем, пятый угол сыщем. Эти песни, достаточно четко звучавшие все двенадцать лет русской свободы, к концу минувшего года обрели истинно «державную» мощь. Начало года нового пополнило неостановимый концерт несколькими новыми номерами -- хоровыми, ансамблевыми и сольными.

Откликаясь на своевременный социологический опрос компании «РОМИР-Мониторинг», 76% россиян обнаружили тоску по цензуре, введение которой защитит нас от всякой пагубы и обеспечит подъем всевозможной духовности-нравственности. Министерство образования собрало детских писателей, дабы выслушать их сетования на то, что дети читают исключительно про Гарри Поттера («Властелина колец» не поминали, хотя его вообще-то тоже читают). Спикер Совета Федерации Сергей Миронов призвал обзавестись общенациональным общественным советом по СМИ, каковой -- не беря на себя цензорских функций -- сумеет покончить с осточертевшей народу порнухой и чернухой. И предложил ввести в этот совет людей, чья нравственная позиция «не вызывает никаких сомнений» в обществе -- например Александра Солженицына и Даниила Гранина.

Вообще-то говоря, что думают о порнухе с чернухой Солженицын, Гранин и многие другие достойные художники, ученые, публицисты, мы и так знаем. Почему-то, однако, их не раз проговоренные суждения не берутся в расчет теми, кто реально контролирует телевидение, газеты, книгоиздание. Много ли проку будет, если эти соображения будут произноситься не «просто так», а на высокоторжественных посиделках? Цензура -- отвлечемся от вопроса о ее целесообразности в России ХХI века -- институция понятная: есть устав, есть государственные чиновники (цензоры), получающие жалованье и блюдущие букву закона, есть процедура и формы обжалования цензорских решений, есть авторы, знающие, что «можно», а что «нельзя». Совсем иное дело некий совет мудрецов. Мало того что все их предложения могут легчайшим образом игнорироваться, так ведь они, между прочим, могут и не сойтись по какому-то конкретному поводу. Разномыслие тех же Солженицына и Гранина -- факт куда более очевидный, чем бесспорность авторитета обоих писателей для всего общества. Не говорю уж о нагрузке, что выпадет на долю измысленного Мироновым совета. Или решения будут готовить клерки, а корифеи их штамповать? Конечно, сыскать энное количество свадебных генералов можно (не думаю, что на эту роль согласится Солженицын или Гранин), только это не закроет рокового вопроса: декорация или цензура? Третьего не дано.

Цензура, цензура! Народ же ее хочет. 76% спят и видят, как формируется немалый отряд чиновников (не избирательно же вводить!) -- с окладами, кабинетами, техникой и прочими прибамбасами, оплаченными из безразмерного кармана налогоплательщика. А еще те же самые проценты прямо-таки заходятся от радости: наконец заживем без Шварценеггера, Гарри Поттера, детей-шпионов Карибского моря, смертельной матрицы, крепкого оружия, трех орешков и двух Борисов -- Моисеева и Акунина. Скажете, что я пугаю и преувеличиваю. Вовсе нет: вкусы у людей разные (все исчисленное выше много кому не по сердцу), взятки цензоры будут брать не хуже иных-прочих чиновников (или тех полугосударевых людей, что сейчас обустраивают наш досуг), а административный восторг -- в природе вещей. Мне не страшно, а тошно. Никакой цензуры наши 76% не хотят. И потому, что в подавляющем большинстве своем просто не понимают, что это за чудище и какими тактико-техническими характеристиками оно обладает, и потому, что от пристрастий своих (иногда уродливых) за здорово живешь отказываться никто не станет. Один литератор недавно уязвился «странным» несоответствием: русский народ, на дух не переносящий гнилого либерализма, что, дескать, подтвердили недавние выборы, взахлеб читает романы Акунина, который самый что ни на есть либерал. Ага, они еще и пепси-колу пьют.

Не цензуры хотят76% -- они, чуя некое неблагополучие, хотят элементарного профессионализма, уважения к себе, вкуса, ответственности. И самый страстный защитник всех свобод, коли осталась у него толика здравого смысла, так же презирает наше остервенело попсовеющее телевидение, как «вдруг» заговорившее (и подставленное социологами) молчаливое большинство. Не квоты на иностранные фильмы нам нужны -- качественное отечественное кино в достаточных объемах (в том числе на ТВ). Не запрет Гарри Поттера (миллионы отпечатанных томов, видимо, надо конфисковывать и сжигать?), а хорошие книги для детей, написанные здесь и сейчас. Гарри Поттер -- как всякий культовый объект -- опасен только тому, кто в глаза не видел другой литературы. (Те, в ком воспитан вкус к чтению, могут воспринимать эпопею Роулинг по-разному: скептически, заинтересованно, с удовольствием отмечая обаятельные и благородные тенденции, которых в книгах английской писательницы совсем немало...) И здесь надо сказать со всей определенностью: если вы не позаботились о приобщении ребенка к книге, не поможет ни цензура, ни энтузиазм отдельных писателей и издателей. И еще: если вы сами ни черта не читаете (или читаете только Маринину с Донцовой), то не стоит ждать, что ваше дитя, достигнув подростковой стадии, обложится Пушкиным и Диккенсом. Ответственность за культурное одичание, реакцией на которое стал вопль 76%, лежит не только на художниках, менеджерах и журналистах (тут кто бы спорил!), но и на обществе, которое слишком долго довольствовалось не в два дня сложившимся положением вещей. На «пипле», который «хавает», одновременно не желая «хавать», то есть быть этим самым «пиплом», по-русски -- быдлом. И по обычаю взывает к власти. Которой до культуры никакого дела нет.

Хорошо это или плохо, но наше телевидение сейчас в достаточной мере зависит от государства, а телебоссы обладают сверхчувствительностью. Дай Кремль полунамек по поводу «порнухи-чернухи», схватили бы налету. Но ведь не схватывают. И появись завтра у нас хоть «настоящий» цензурный комитет, хоть общенациональный совет старейшин, картинка не изменится. Потому как «бороться с бездуховностью» -- дело прибыльное (во всех смыслах -- от лепки политического имиджа до перераспределения финансов), а какая же борьба, если все в порядке и виноватить некого? Культурки, конечно, кой-кому еще жалко. И деток тоже. Но вечный бой куда привлекательней. Почти как битва с коррупцией.
Андрей Немзер


  КУЛЬТУРА  
  • //  16.01.2004
Роман Мухаметжанов
Объявлены номинанты кинопремии «Золотой орел»
Премия «Золотой орел» 31 января будет вручаться во второй раз. Динамика ее развития пока отрицательная. Если в прошлом году сей сюжет оживляла интрига противостояния «Нике» и связанный с ней задор конкуренции, то на этот раз все проходит совсем вяло... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.01.2004
Школьные учебники по гуманитарным дисциплинам должны быть свободны от идеологической конъюнктуры. Государственные премии нечего раздавать «либералам». Телевидение должно сократить показ иноземных фильмов, по определению пропагандирующих разврат и насилие... >>
  • //  16.01.2004
Сто лет назад родился Борис Бабочкин
Книга воспоминаний Бориса Андреевича Бабочкина называется «В театре и кино». Театр не случайно поставлен на первое место. Именно театру было в наибольшей степени отдано его дарование актера и режиссера... >>
  • //  16.01.2004
Новая версия «Обломовщины» в студенческом спектакле самых младших «фоменок»
«Мастерская Петра Фоменко», отпраздновавшая в прошлом году свое официальное десятилетие (реальная ее жизнь началась несколькими годами раньше), продолжает свое до неправдоподобия счастливое существование. Она не перестает радовать и удивлять самым редким в театральном мире качеством: верностью изначальному смыслу... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика