N°106
18 июня 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.06.2008
"В современных боевых действиях колесная машина имеет много преимуществ перед гусеничной"
версия для печати
Одним из заметных экспонатов российской экспозиции на 9-й Международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО "ЕВРОСАТОРИ-2008» в Париже стал натурный образец транспортного средства специального назначения «Тигр», выпускаемого ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК). Компания создана в 2006 году -- тогда было принято решение выделить военный бизнес в машиностроительном секторе -- холдинговой компании «Русские машины». Работать ВПК начала с 1 января 2007 года. То есть создавалась она в период серьезных структурных изменений в оборонно-промышленном комплексе страны, когда господствовала (как, впрочем, продолжает господствовать и теперь) мода на холдинги и госкорпорации. О своем взгляде на такую форму хозяйствования, о механизмах поставки вооружений российской армии военному обозревателю «Временя новостей» Николаю ПОРОСКОВУ в Париже рассказал генеральный директор ООО «Военно-промышленная компания» Дмитрий ГАЛКИН.

-- В оборонке вертикально интегрированная структура, которая объединяет под одной крышей предприятия, нужна. Другое дело, что заигрываться с этим нельзя. Раздутые компании с сотнями предприятий под одним управлением вряд ли смогут нормально жить. Таких огромных структур, таких министерств не было даже при советской власти. Что касается ВПК, мы объединялись по так называемому продуктовому признаку, то есть по разработке, производству, поставке, ремонту и модернизации легкобронированной колесной техники -- это бронетранспортеры, специальные транспортные средства, автомобили общевойскового назначения, которые мы поставляем в силовые структуры.

-- Номенклатура Военно-промышленной компании -- около 80 позиций. Каковы основные?

-- ВПК -- управляющая компания, в нее входит Арзамасский машиностроительный завод, Выксунский завод корпусов, Барнаултрансмаш, который выпускает двигатели для военной техники, а также «Военно-инженерный центр» в Нижнем Новгороде. Основное производство -- на Арзамасском машиностроительном заводе: модернизация бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70, разведывательно-дозорной БРДМ-2, серийный выпуск БТР-80, БТР-80А и БТР-90, специальных транспортных средств «Тигр» и «Водник». Кроме того, ВПК -- поставщик для силовых структур всей продукции группы «ГАЗ» -- «Уралы», «Волги», «Газели», с этого года начали выпускать автомобиль «Волга-Сайбер» на платформе «Крайслер», которая создается на ГАЗе. Среди нашей продукции также дорожно-строительная и инженерная техника, двигатели Ярославского моторного завода, автобусы «ПАЗ», «ЛиАЗ» и другие.

-- Что бы вы назвали главным итогом двухлетней работы?

-- Главный итог -- улучшение качества общения с потребителем, налаживание эффективной обратной связи. Оценки покупателей продукции теперь доходят до производителей, вследствие чего улучшилось качество продукции, расширяются потребительские свойства техники, вообще повышается уровень отношений с потребителем. Сейчас мы создаем сервисную сеть для автомобилей «Тигр». А пока во всех силовых структурах наши представители собирают информацию, и мы в режиме онлайн знаем судьбу каждого автомобиля.

-- Едва ли не вся наша оборонная промышленность занимается модернизацией созданного еще в СССР. А ваши специалисты утверждают, что БТР-90 не модернизация БТР-80, а принципиально новая машина. В чем ее новизна?

-- В БТР-90 «Росток» нами заложена основная мысль -- унифицировать гусеничные и колесные легкобронированные машины. Думаю, уже в этом году мы сделаем машину, которая по силовому и боевому отделениям будет полностью идентична боевой машине пехоты БМП-3. Это вообще новая тема в легкобронированной технике, большой шаг вперед -- наша армия всегда страдала разномарочностью образцов техники одного класса, когда деталь от одного образца не подходила к другому. Кроме того, у БТР-90 гораздо более мощное вооружение, лучшая защищенность и уникальная подвижность. Конструкторы называют эту машину танком на колесах.

Есть и проблема. Хотя машина делалась в интересах и по тактико-техническому заданию Министерства обороны, оно оказалось не совсем готовым принять ее -- под эту машину надо менять Боевой устав, вносить изменения в организационно-штатную структуру подразделений. Министр обороны спрашивал меня, почему люди выходят из нашего БТР сбоку, под пули, в то время как на машинах западного производства выходят сзади. Но в нашем Боевом уставе записано: БТР предназначен для защищенной доставки личного состава к переднему краю, он не предназначен ходить в атаку. А вот БТР-90 наравне с БМП может идти в боевой линии. В Минобороны есть люди, которые, как мне кажется, правильно подсказывают идею перевооружения полков с БМП-1 на БТР-90.

-- И что это даст?

-- Во всем мире сегодня понимают: в современных боевых действиях колесная машина имеет много преимуществ перед гусеничной. Перевооружение даст и увеличение огневой мощи, и улучшение тактической и стратегической маневренности, повысит оперативность использования войск и маршевые возможности. Наконец, даст обновление парка боевых бронированных машин (ББМ) на базе самой современной техники.

-- Ваша компания живет главным образом за счет гособоронзаказа или диверсификации производства?

-- За счет гособоронзаказа и военного экспорта. Сегодня доля иностранных заказов в нашей продукции в портфеле компании -- около 25%. Цель -- довести этот показатель до 40%. Гражданской продукции у нас не так много. Вообще идеальная формула для предприятий оборонно-промышленного комплекса такова: 60% продукции -- военная, 40% -- гражданская. У нас уклон в военную сторону.

-- Насколько востребована в мире ваша военная продукция? В какие регионы ее поставляют?

-- Это страны бывшего СССР, арабские и африканские страны, Юго-Восточная Азия, сейчас мы открыли для себя Латинскую Америку: Венесуэла, Колумбия, Бразилия, Уругвай. Они закупают бэтээры различных модификаций, общевойсковые и специальные автомобили, очень модная тема сегодня -- «Тигр». Мы, наверное, единственная российская компания, кто подписал с китайцами контракт на поставку 600 этих автомобилей, из которых 500 -- машинокомплекты для сборки на месте по лицензионному соглашению. Уже пошла первая отгрузка. По этому же принципу мы работаем с индийской фирмой «Вектра» (для них мы уже сделали два праворульных «Тигра»), по этому же принципу с нами хотят работать бразильцы.

-- Вы работаете с 32 заказчиками. Кто они? Какое место среди них занимают Федеральная служба по гособоронзаказу и Федеральное агентство по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств?

-- Раньше в Министерстве обороны гензаказчиком был любой главк -- Главное автобронетанковое управление, Главное ракетно-артиллерийское управление, ВМФ, ВВС и так далее. Сегодня, после многочисленных перестроек, есть структуры по гособоронзаказу и поставкам, о которых вы сказали, есть структуры начальника вооружения Министерства обороны, есть соответствующие отделы в правительстве и администрации президента. Зачастую это параллельные, дублирующие друг друга структуры. Федеральная служба по гособоронзаказу занимается только контролем, она не распределяет деньги и не заключает контракты. По сегодняшнему законодательству мы должны заключать контракты с «Рособоронпоставкой». Но фактически мы как заключали контракты с главками Минобороны, так и заключаем их сейчас.

Все эти движения с организацией новых структур не всегда понятны ни промышленности, ни армии. Некоторые структуры, не успев начать работать, умирают. За три года после указа о создании «Рособоронпоставки» ничего ровным счетом не случилось, кроме того, что были назначены люди на ключевые должности. Сейчас новый глава ведомства Виктор Черкесов вновь формирует команду. Но при любых посредниках потребность и номенклатура вооружений должны быть прерогативой силовых структур.

-- В мае этого года вышло решение о принятии БТР-90 на вооружение. Что это означает для вас как изготовителей этой техники?

-- Это отмашка для подготовки к серийному производству. Количество машин, выпускаемых в год, зависит от Государственной программы вооружений, рассчитанной до 2015 года. Как только машина принимается на вооружение, возрастает интерес инозаказчиков. Первое, что они спрашивают: «Принята ли новая техника на вооружение вашей армии?» А иностранные заказчики нам очень важны хотя бы потому, что количество машин, которое заказывает российское Минобороны, нас совершенно не устраивает. Для этого даже не нужно готовить серийное производство.

Судьба БТР-90 очень схожа с судьбой БМП-3, которую производит Курганмашзавод. И само это предприятие, и машина выжили благодаря арабскому заказу. После этого и наше Минобороны стало закупать БМП-3. Положение нашего завода достаточно стабильное, но экспортные ожидания по БТР-90 очень большие. Особенно после того, как потенциальным покупателям мы показали его унификацию с БМП-3.

-- Вы планируете создать семейство армейских автомобилей многоцелевого назначения. Это будет сделано на основе «Тигра»?

-- «Тигр» сделан с использованием элементов ходовой части БТР. Машины нового семейства будут на базе узлов и агрегатов серийно выпускаемых автомобилей. Минобороны проводит опытно-конструкторские работы (ОКР) в этом направлении, и в них активно участвует наш «Военно-инженерный центр». Но и некоторые решения по «Тигру», воплощенные в серии, перейдут в новые машины. А нынешний «Тигр» будем облегчать -- без потери защитных свойств модернизировать в интересах потребителя. Все-таки он средство специального назначения, и в этом секторе лучшей машины на сегодня нет. Но как просто автомобиль он проигрывает джипам.

-- Американцы собираются усиливать защиту своих «Хаммеров», в том числе днище машины. Вы планируете подобное на «Тигре»?

-- У «Хаммера» выявили серьезные недостатки, и сейчас американцы активно занимаются разработкой новой машины. А «Хаммеры» в скором времени будут изымать из вооруженных сил и по сложившейся практике распродавать и дарить третьим странам. Семейство, которое мы создаем в рамках новых разработок, будет состоять из трех основных автомобилей. Первый -- такой, как «Тигр». Второй -- легче, с минимальным бронированием. Третий -- выше и по грузоподъемности, и по вместимости, и по уровню защиты. В интересах МВД разрабатывается БТР-ВВ, прототип уже готов «в железе». И хотя это, по сути своей, БТР, машина является участником дорожного движения. А бронирование «Тигра» нам увеличивать не нужно. В отличие от «Хаммера» на нем капсула, бронекорпус. А это лучше, чем навесная броня, как на «Хаммере». Но на машинах нового семейства будет навесная броня.

-- Одна из мировых тенденций -- применение на бронированной технике выносных систем вооружения с дистанционным управлением. Вы придерживаетесь этой тенденции?

-- Пока есть только разработки. Сегодня есть необитаемые боевые отделения, необитаемые роботизированные башни, где находятся лишь вооружение и боеприпасы. И с выносного пульта управления этой башней можно управлять, находясь в машине либо вне ее. Такая башня стоит, например, на боевой машине поддержки танков, на украинском БТР-3Е, который «срисован» с нашего. На нашем БТР-80А стоит некое подобие такой башни.

-- Года три-четыре назад глава фирмы «Катэ» Максим Ногайцев говорил мне, что на БТР и БМП должна стоять автоматическая коробка передач (АКПП). Смысл в том, что экипаж должен все внимание уделять бою, а не думать о переключении скоростей. Вы ставите АКПП на свою технику?

-- Технических проблем с установкой АКПП на бронированные машины нет. И БТР, и «Тигр» адаптированы под АКПП. На «Тиграх», поставляемых в Индию, уже стоят автоматы. Такую просьбу любого другого заказчика мы удовлетворим. Но цена изделия возрастет. АКПП в России не производятся, и для внутреннего заказа у нас все машины идут с механической коробкой. Сейчас совместно с «Рособоронэкспортом» прорабатываем американский заказ для Афганистана -- там американцы поставят свою автоматическую коробку.




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.06.2008
Российская экономика: во власти преобразований или во власти инфляции?
Преодоление роста цен по-прежнему остается первостепенной задачей для правительства, заявил вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин... >>
  • //  18.06.2008
AP
Высокая европейская инфляция способна помочь российской экономике
Инфляция в еврозоне по итогам мая достигла рекордного значения за последние 16 лет -- 3,7% в годовом исчислении. Такие данные представило в понедельник статистическое управление Европейского союза Eurostat... >>
  • //  18.06.2008
Одним из заметных экспонатов российской экспозиции на 9-й Международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО "ЕВРОСАТОРИ-2008» в Париже стал натурный образец транспортного средства специального назначения «Тигр», выпускаемого ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК)... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  18.06.2008
Калининградская область надеется избавиться от своих свалок
Правительство Калининградской области до конца июля намерено подписать контракт с частной компанией, которая займется сбором, утилизацией и переработкой твердых бытовых отходов. Их накопилось чрезвычайно много... >>
  • //  18.06.2008
Россия отменяет визовый режим для неграждан Латвии и Эстонии
Россия пошла навстречу своим прибалтийским соотечественникам. Вчера президент Дмитрий Медведев подписал указ об отмене виз для тысяч жителей Латвии и Эстонии, имеющих статус неграждан этих республик... >>
  • //  18.06.2008
Президент Дмитрий Медведев, как стало известно «Времени новостей», на днях предпринял ряд кадровых перестановок в ФСКН. В соответствии с его указами, по имеющимся сведениям, в отставку отправлены двое заместителей главы ведомства -- Олег Харичкин и Владимир Зубрин... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика