N°137
01 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.08.2005
Сергей Хачатуров
Моцарт выходного дня
Новосибирские музыканты в «Архангельском»

версия для печати
Концерты классической музыки в старинных усадьбах можно сравнить с «Декабрьскими вечерами» в ГМИИ. Музыка внутри пантеона свободных художеств всегда большое испытание и для музыкантов, и для слушателя, и для нее самой. Вот поэтому, наверное, программа Декабрьских вечеров год от года все сложнее и изощреннее, а состав приглашенных музыкантов традиционно звездный. И это правильная стратегия. Если бы в зале, где висят гравюры Рембрандта, абы как исполняли хрестоматийный опус Римского-Корсакова, конфуза не избежать. Так что амбициозность программ «Декабрьских вечеров» вполне оправданна. Программы летних фестивалей усадебных дворцов-музеев тоже интересны, рассчитаны в основном на ценителей и знатоков доромантической музыки и аутентичной манеры исполнения (в «Кузьминках», например, вчера звучала антикварная опера Соколовского «Мельник, колдун, обманщик и сват», в «Останкино» частенько гостят ансамбли «Солисты барокко», Pratum integrum, «Эрмитаж»).

Тем не менее событиями культурной жизни концерты в подмосковных (теперь большинство в черте города) усадьбах становятся не всегда. И причина не в том, что аутентичная музыка скучна, а в том, что называется humeur, настроением. Чаще оно сродни тем эмоциям, что сопровождают тебя во время скольжения в музейных тапочках на резинках по старинным дворцовым паркетам мимо табличек «Руками не трогать», «Не прислоняться». Возвышенные, конечно, чувства, большой пиетет. Но о какой-то эмоциональной близости говорить трудно.

Почувствовать дух чуждых нам эпох как свой собственный мне доводилось тогда, когда нафталинно-пиететные музейные приоритеты в музицировании преодолевались самими артистами. Например, на концертах виолончелиста Павла Сербина, не только чутко чувствующего и умеющего бережно донести до нас музыкальный «синтаксис» галантного века, но и не пренебрегающего возможностью поделиться своим собственным опытом постижения старинных партитур в форме ненавязчивых и точных словесных комментариев. На концертах Сербина в зале восстанавливалась уютная, действительно усадебно-аутентичная атмосфера. Другой пример верного humeur и сильного эмоционального контакта -- пятничный концерт в «Архангельском» молодых солистов Новосибирской оперы, новосибирских оркестра Musica Aeterna Ensemble и хора New Siberian Singers под управлением Теодора Курентзиса. Исполнялась музыка Моцарта -- симфония №40, арии из опер, несколько частей «Реквиема».

Такового шквала эмоций как в зале, так и на сцене во время исполнения Моцарта не приходилось наблюдать давно.

Во дворе перед преображенным реставраторами дворцом в «Архангельском» играли Моцарта будто для хозяина усадьбы князя Юсупова. То есть ярко, сочно, с непривычно властными духовыми. Фактура совершенно замечательная -- это как если бы знать все время восемнадцатый век в версии томных мирискусников, а потом наконец оценить слегка неотесанную грацию «аутентичных» портретов кисти Аргунова. Эмоциональный драйв и от оркестра с дирижером, и от красивых голосом и артистичных солистов очень сильный. Учитывая страсть Курентзиса заполнять звуками пленэр, действо можно было бы назвать перформансом в жанре Land Art, настолько мало общего было у него с традиционной дремой летних музыкальных сезонов. Не будем, конечно, сравнивать мастерство этого оркестра с качеством звука БСО или Плетневского. Но то, что концерт теодоровых птенцов стал подлинным событием жизни летней Москвы, -- факт.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  01.08.2005
Гастроли Большого театра в суждениях американских критиков
Путешествие Большого театра по Соединенным Штатам Америки подошло к середине: закончены выступления в Нью-Йорке, на сцене «Метрополитен-опера», завтра наш балет начинает танцевать в Филадельфии, впереди -- Вирджиния и Калифорния... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  01.08.2005
Сергей Хачатуров
Водные млекопитающие в московских галереях
На выставку в Крокин-галерее куратор Александр Петровичев зазывал замысловатым рассказом о происхождении, эволюции самого популярного в мифологии и фольклоре вида млекопитающих -- китов... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.08.2005
Сергей Хачатуров
Девятая симфония Бетховена от Теодора Курентзиса на ночь глядя
В ночь на пятницу в здании Школы драматического искусства Анатолия Васильева в присутствии VIP-гостей и некоторого количества самой изысканной и просвещенной московской публики с заветными приглашениями в руках (на них нечеловеческая надпись: «ЭТО -- Тайная вечеря Теодора Курентзиса») состоялась необычайная акция... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  01.08.2005
Сергей Хачатуров
Новосибирские музыканты в «Архангельском»
Концерты классической музыки в старинных усадьбах можно сравнить с «Декабрьскими вечерами» в ГМИИ. Музыка внутри пантеона свободных художеств всегда большое испытание и для музыкантов, и для слушателя, и для нее самой... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  01.08.2005
Роман Мухаметжанов
Процесс по иску Михаила Швыдкого к министру культуры должен начаться 11 августа
Адвокат Михаила Швыдкого Павел Астахов официально объявил, что 11 августа в Таганском суде столицы начнутся предварительные слушания по уникальному в новейшей российской истории иску -- главы "Роскультуры" Михаила Швыдкого к министру культуры Александру Соколову... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика