N°106
18 июня 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.06.2008
Денис Гришкин
ФАС разберется с керосином
Дорогое авиатопливо названо признаком нарушения антимонопольного законодательства

версия для печати
Федеральная антимонопольная служба вчера приступила к расследованию причин подорожания авиационного топлива. Дело возбуждено по факту, то есть в нем пока не фигурируют подозреваемые в нарушениях антимонопольного законодательства. Скорее всего активность ФАС спровоцировали появившиеся накануне в печати сообщения о преодолении психологического рубежа: авиационный керосин стал в России дороже, чем в Западной Европе. Операторы рынка сомневаются, что ФАС сумеет повлиять на цены.

Лаконичное сообщение пресс-службы ФАС, появившееся вчера прямо перед окончанием рабочего дня, гласит, что служба «возбудила дело по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких цен на авиационный керосин». Поводом для возбуждения дела пресс-служба недвусмысленно назвала сообщения открытой печати: «По данным ФАС России и сообщениям ряда СМИ, в последнее время цены на авиатопливо на внутреннем рынке превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы». Действительно днем раньше появились сведения о том, что с конца мая стоимость авиационного керосина в Европе начала плавно снижаться, а в России она осталась неизменной с начала июня, когда произошло очередное «плановое» подорожание. В результате сейчас в столице нашей нефтедобывающей страны керосин стоит на 5--6% дороже, чем в западноевропейских государствах, подавляющее большинство из которых лишены собственных источников нефти.

Однако гендиректор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский не считает это событие рубежным или прецедентным. По его словам, в прошлом году уже бывали моменты, когда российские цены на керосин превышали европейские. «Повод, по-моему, притянут за уши, -- сказал он «Времени новостей». -- Кроме того, не думаю, что расследование ФАС позволит ликвидировать монополизм, который действительно господствует в российском авиазаправочном бизнесе».

ФАС не впервые обращается к этой теме. Только в прошлом году три областных управления ФАС (Оренбургское, Самарское и Курганское) обследовали положение на соответствующих региональных рынках авиационного керосина. Все они единодушно отметили, что монополизм в этой сфере есть и изжить его непросто. Показательно в этом смысле заключение УФАС по Оренбургской области, обследовавшего аэропорт в составе ФГУП «Оренбургские авиалинии». Проверяющие отметили: «Анализ рынков авиакеросина и услуг топливно-заправочных организаций показал, что основным препятствием развитию конкурентной среды на указанных рынках являются высокие капитальные вложения на строительство производственных мощностей топливно-заправочных комплексов, длительные сроки окупаемости, необходимость поддержания обязательного минимального запаса авиатоплива, а также необходимость внедрения нового оборудования».

Несмотря на это, Оренбургское УФАС все же рекомендовало обеспечить свободный доступ поставщиков топлива в аэропорт, оставив существующему там топливно-заправочному комплексу лишь функции по хранению керосина и заправке. Сходные рекомендации выдали их самарские коллеги. А вот курганские пришли к выводу, что слишком много конкуренции на местах тоже вредно. Их заключение, составленное в сентябре 2007 года, гласит: «Введение новых организаций, осуществляющих комплекс услуг по заправке, хранению, контролю качества, непосредственно в аэропорту города Курган представляется нецелесообразным, поскольку пропускная способность аэропорта невысока, что не позволит получить высокую окупаемость первоначальных капитальных вложений. Создание новых топливно-заправочных компаний на федеральном рынке поставки авиатоплива представляется более обоснованным, поскольку позволит получить выбор поставщика и, как следствие, формирование цен на авиатопливо на основе рыночных принципов».

Г-н Островский опасается, что расследование, инициированное центральной ФАС, не приведет к радикальному изменению ситуации, сложившейся на рынке авиатоплива. «Возможно, ФАС штрафами и предписаниями сумеет временно понизить цены в отдельных географических пунктах, однако это борьба с симптомами, -- считает глава ТОАП. -- А бороться следует с причиной, то есть с повсеместным монополизмом».

В сообщении ФАС о возбуждении дела потенциальные подозреваемые и суть их прегрешений очерчены чрезвычайно расплывчато: «Превышение российскими нефтяными компаниями цен поставки на внутренний рынок по сравнению с поставкой на экспорт в условиях монополизированного рынка содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства».
Михаил КУКУШКИН


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.06.2008
Денис Гришкин
Дорогое авиатопливо названо признаком нарушения антимонопольного законодательства
Федеральная антимонопольная служба вчера приступила к расследованию причин подорожания авиационного топлива. Дело возбуждено по факту, то есть в нем пока не фигурируют подозреваемые в нарушениях антимонопольного законодательства... >>
  • //  18.06.2008
AP
Deutsche Bank обвинили в мошенничестве
Американский банк M&T подал в суд на Deutsche Bank, обвинив его в сокрытии информации о ценных бумагах, которые впоследствии принесли убыток. Таким образом, поиск виновных в мировом финансовом кризисе может перекинуться с рейтинговых агентств на непосредственных участников рынка... >>
//  читайте тему:  Банки
  • //  18.06.2008
Внешэкономбанк подписал соглашение со Всемирным банком
Вчера Внешэкономбанк подписал меморандум о взаимопонимании с отдельными представителями группы Всемирного банка. В российской госкорпорации говорят, что «вступили в клуб», подразумевая новые, равноправные отношения с крупнейшими мировыми финансовыми структурами... >>
//  читайте тему:  Банки
  • //  18.06.2008
Эмиль Матвеев
Глава «Межрегионгаза» посетовал на несанкционированный отбор в России
«Газпром» вчера отчитался о заключении долгосрочных контрактов (до 2012 года) с 80% промышленных потребителей. Однако очевидно, что схема работы с ними не претерпела существенных изменений... >>
  • //  18.06.2008
Владимир Путин подписал стратегию развития железных дорог до 2030 года
Премьер Владимир Путин вчера предметно познакомился с работой железнодорожников в новых условиях. В Главном вычислительном центре ОАО "РЖД" его пытался удивить только что переназначенный на новый срок глава компании Владимир Якунин... >>
  • //  18.06.2008
Президент попросил найти новые источники увеличения доходности Фонда национального благосостояния
Президент России Дмитрий Медведев поддерживает инициативу монетарного блока правительства по расширению количества финансовых инструментов для инвестирования средств Фонда национального благосостояния... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама