N°55
02 апреля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.04.2008
Reuters
Телевидение в преддверии рынка
Правительство намерено облегчить жизнь операторам кабельных ТВ-сетей

версия для печати
В марте под председательством избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева прошло совещание, в котором участвовали представители Мининформсвязи и «Россвязьохранкультуры». Было сочтено целесообразным отменить запрет операторам кабельных телевизионных сетей на трансляцию более чем двух каналов. Соответствующие изменения в законодательство пока не внесены.

Странное ограничение

Запрет на вещание более двух каналов для операторов кабельного ТВ был введен законом «О кабельном телевидении» еще в 1994 году. Рынок тем не менее развивался -- способы обойти препятствие, разумеется, нашлись. Чаще всего кабельный оператор обзаводился вспомогательными компаниями, каждая из которых добавляла в его предложение еще пару каналов. Но этот метод, и так не слишком-то эффективный, теперь исчерпал себя полностью. В 2007 году отечественные производители контента предложили 62 новых тематических телеканала, а за первые три месяца 2008 года на рынке ТВ-контента появились детективный Fox Crime, канал о стиле жизни Fox Life, игровой Game TV, канал научной фантастики AXN Sci-Fi и другие. В общей сложности количество неэфирных телевизионных каналов в России приблизилось к двумстам.

Мнения специалистов по поводу перспектив дальнейшего роста числа платных телеканалов расходятся. «Свободных ниш для специализированных каналов в России еще предостаточно», -- считает директор по развитию и маркетингу компании-провайдера телевизионного контента «Телко Медиа» Алла Бундина. По словам официального представителя компании «Комкор-ТВ» Александра Щербакова, к концу 2008 года в сетях платного телевидения появится еще несколько десятков новых каналов, в основном развлекательные и детские. «В некоторых нишах существует даже слишком много каналов, например детские и музыкальные, -- за редким исключением, они очень похожи друг на друга», -- говорит заместитель генерального директора компании «Национальные телекоммуникации» Андрей Голованов.

Однако на рынке платного ТВ раскрыты еще не все темы. Представитель канала СТС в странах СНГ Сергей Васильев считает возможным, например, предложить рынку образовательный телеканал, который вещал бы о секретах благополучной супружеской жизни, касающихся ее интимной сферы. У детской же аудитории, по мнению г-на Васильева, будет востребован телеканал по школьной программе для всех классов «с показом исторических документальных и художественных фильмов». А еще в России нет канала, который рассказывал бы о прогнозе погоды по всему миру. Между тем такие каналы, транслирующие планетарные новости о погоде, успешно работают в США и Европе. С июня этого года российские граждане смогут приобщиться к этому сегменту кабельного ТВ: компания НТВ+ совместно с «Метео-ТВ», монополистом «погодного» ТВ-бизнеса в России, запускает спутниковый «Первый Метео-канал». В центральном регионе он войдет в пакет НТВ+, на остальной территории РФ будет транслироваться местными кабельными операторами.

Спорт, эротика, кино

Развитию кабельного телевещания мешает несовершенство российского законодательства, и правило «не более двух цифровых каналов» тут лишь одна из проблем. Наш закон до сих пор не знает, что надлежит делать с эротикой. А именно он затрудняется отличать эротику от порнографии (что, впрочем, не мешает отечественным ТВ-сетям предлагать порно зрителю).

Правовые проблемы возникают в связи с лицензированием зарубежных каналов. «Некоторые западные каналы уже подали запрос на лицензию или работают над этим. Но у многих остается надежда на ратификацию конвенции о трансграничном вещании (т.е. о вещании для зрителей, находящихся под юрисдикцией другого государства. -- Ред.)», -- говорит генеральный директор компании «Медиа Бродкастинг Груп» Екатерина Переверзева.

Кино, спорт, эротика (читай: порнография) -- на этом держится платное ТВ за рубежом. В России же большое количество художественных фильмов хорошего качества идет на эфирных каналах, поэтому платные каналы для трансляции кино привлекают не так много подписчиков, как на Западе. Ровно то же самое происходит со спортом: Россия -- единственная страна, в которой существует федеральный спортивный канал. «Пока принципы платного ТВ, которые действуют во всем мире, не в полной мере применимы в России», -- говорит по этому поводу Андрей Голованов.

Потребитель в пассивной позиции

В среднем бюджет канала составляет от 1,5 до 5 млн долл. в год, срок возврата инвестиций около трех лет. Производство ТВ-контента и создание каналов -- привлекательный бизнес, который в сегодняшней небедной России интересует все больше инвесторов.

Цены на западные и отечественные передачи, сериалы и фильмы приблизительно одинаковы, а некоторые российские блокбастеры выходят даже дороже зарубежных фильмов. Большинство отечественных телеканалов приобретает контент у иностранных правообладателей. Ситуация та же, что с и производством, например, телеприемников: в России это дешевле покупать, чем производить.

Средняя абонентская плата за пользование платным ТВ составляет 150--200 руб. в месяц за стандартный пакет каналов. Пакет с дополнительными каналами обходится дороже -- абонентская плата начинается здесь от 200--300 руб. Несмотря на сравнительно невысокую стоимость платного ТВ, уровень его проникновения в России относительно (т.е. по сравнению с США и странами ЕС) невысок. По оценке iKS-Consulting, в третьем квартале 2007 года в России насчитывалось 14,6 млн абонентов кабельного ТВ.

Сегодня на рынке платного телевещания в России идет борьба за потребителя, и устранение странностей нашего законодательства, несомненно, будет способствовать ее успеху. Заметим однако, что цель борьбы за потребителя сегодня состоит в завоевании доверия граждан к платному телевидению, преодолении советской привычки не платить за контент. Это еще не рынок, а лишь его преддверие. Когда телекомпании станут бороться за потребителя, конкурируя друг с другом, специалисты предсказать не берутся.
Ольга ФЕДИНА, корреспондент iToday.ru - специально для "Время новостей"


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.04.2008
Reuters
Правительство намерено облегчить жизнь операторам кабельных ТВ-сетей
В марте под председательством избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева прошло совещание, в котором участвовали представители Мининформсвязи и «Россвязьохранкультуры»... >>
  • //  02.04.2008
Кирилл Каллиников
Отечественные инвесторы обратили внимание на рынок многопользовательских онлайн-игр
В конце марта в тестовом режиме стартовала новая многопользовательская онлайн-игра Lava-Online. Она разработана компанией VR Ocean, специально созданной для этого проекта венчурным фондом Oradell Capital и компанией EnterNetica. Полноценная версия игры ожидается в июле... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика