N°120
09 июля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.07.2009
Античные пионеры
Живописные "Скульптуры" петербургского художника Ивана Плюща в галерее Pop/off/art

Все видели в палеонтологическом музее полуразобранные ископаемые костяки. И рядом -- изображения удивляющих своей несуразностью чудовищ иных геологических эпох, восстановленные фантазией художника, но на основе достижений науки. Основатель палеонтологии Жорж Кювье говорил: "Дайте мне одну кость, и я восстановлю животное". Питерскому художнику Ивану Плющу досталось немного больше, чем по одной кости, но его живописные реконструкции советской парковой скульптуры выглядят не менее далекими и фантастичными.

Отчасти оттого, что Плющ, не владея методами академика Герасимова, не утруждает себя воссозданием утраченных голов и конечностей. Парковые фигуры изображены в последней стадии своего существования или, скорее, разложения, когда они из официальных монстров ЦПКиО превратились в безрукие и безголовые антики. Эти траченные временем пионеры продолжают жить на больших, до 3 м, холстах жизнью, данной им лучшим другом детей и восстановленной Плющом. Ярко раскрашенные в чистые цвета, они помещены в условные пейзажи, где условные же башни ЛЭП соединяют поля до горизонта с всегда безоблачным ярко-голубым небом.

Нелепо прилаживать Венере Милосской руки, не нужно приклеивать пионерам утраченные головы, и отсутствие ног не мешает юным спортсменам играть в футбол. Плющ реконструирует миф советского детства, уже ушедшего в доисторические времена. Мороженое по 7 коп., пионы первоклассника, подвиг барабанщика, галстук с красным знаменем цвета одного, ГТО -- эти и прочие реалии минувших дней, отделенные от нас целой геологической эпохой, стоят за гипсовыми пионерами. Сменились и история, и география. Вслед за пионерией-комсомолией ушли в прошлое и скандально популярные фрейдистские толкования ее образа в скульптуре. Известный своими разоблачениями подтекста советской парковой скульптуры Мих. Золотоносов дешифровывал ее "немой дискурс" исключительно в эротическом ключе, что, писали в рецензиях на его статьи, есть не что иное, как "публичное изживание эдипова комплекса по отношению к матери-родине". Жить, однако, стало проще и веселее, вместе с матерью-родиной и эдипов комплекс остался в прошлом тысячелетии. Пионеры Плюща невинны. Они навечно заворожены в своем счастье, так же как жители Помпей и Геркуланума остановлены в вечном переживании катастрофы. Этим подросткам, раскрашенным по-античному в яркие цвета, не суждено дорасти до форм "Девушки с веслом", модель для которой, Вера Волошина, погибла на фронте в тот же день, что Зоя Космодемьянская. В своем внеисторическом времени, порастеряв ноги и головы, они играют в мяч, танцуют, протянув друг другу арматурины рук, в почти Матиссовом хороводе (надо думать, это допущение реконструктора Плюща), слушают старшего товарища. Лиц этих последних мы никогда не узнаем. Мраморный оригинал группы "Разговор", извлеченный из оврага, несколько лет стоял на непарадном углу Академии наук в том виде, который изображен на картине Ивана Плюща, и в прошлом году исчез. Видимо, пущен на щебень для близлежащей стройки.

500 лет понадобилось, чтобы переоценить античное наследие и остановить безжалостное уничтожение его в христианскую эпоху. Советский ренессанс культа телесной красоты и молодости просуществовал совсем недолго, и его разрушение уже прошло стадии от вандализма до полного пренебрежения. Многочисленные, от постмодернистских до откровенно бездарных, спекуляции с советским наследием также уходят в прошлое. Выставку Плюща можно считать одной из первых серьезных, без глумливого юморка, попыток использовать все еще живую коллективную память для воссоздания концепта пионерского детства. И чем дальше в область мифического уходит ХХ век, тем больше стоит ожидать таких романтических опытов.

Возвращаясь к палеонтологии, нельзя не вспомнить, что Жорж Кювье был автором теории катастроф, на долгое время победившей дарвинизм. По этой теории биологические виды неизменны и лишь в результате мирового катаклизма могут уступить господство другим. Реконструкции Плюща не в меньшей степени, чем белокаменные античные красавицы, выкапываемые плугом неумытого пейзанина -- потомка варваров, являются убедительным доказательством верности катастрофизма. В творческом отношении, разумеется. Предположить, что гуманоидные истуканы З.К. Церетели являются наследниками пионеров и физкультурниц, так же сложно, как допустить, что человек является прямым потомком доисторической обезьяны. В это можно только верить.
Арсений ШТЕЙНЕР




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.07.2009
Кассовые чемпионы последнего времени вгоняют в нешуточную дрожь
На сегодня (в данном случае это понятие растяжимое -- итоги нынешней недели станут известны только в понедельник) так называемый фильм Майкла Бэя «Трансформеры: Месть падших» собрал в одном только американском прокате без очень малого 300 млн долл., при том, что с момента его выхода на экраны прошло всего две недели... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.07.2009
В августе в Москве должна открыться сеть маленьких книжных магазинов под названием «Додо спейс»
Александр Гаврилов один занимает почти весь книжный рынок. Он издатель журнала «Что читать», главный редактор газеты «Книжное обозрение» и издательства «Популярная литература», организатор Института книги и Открытого книжного фестиваля в Москве... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  09.07.2009
Три года назад музыкальный мир отметил 250-летие Моцарта и 100-летие Шостаковича. Всевозможных переизданий, антологий, новых интерпретаций их музыки тогда появилось столько, что добавить к этому, казалось, больше нечего... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  09.07.2009
Живописные "Скульптуры" петербургского художника Ивана Плюща в галерее Pop/off/art
Все видели в палеонтологическом музее полуразобранные ископаемые костяки. И рядом -- изображения удивляющих своей несуразностью чудовищ иных геологических эпох, восстановленные фантазией художника, но на основе достижений науки... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика