N°29
19 февраля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.02.2010
Безнефтяное пространство
Казахстан меняет маршрут поставки «черного золота»

«Мы обратились к российским коллегам, и они перенаправили нас в направлении, которое экономически оказалось выгоднее, чем на Одессу», -- заявил вчера в Астане глава компании «Казмунайгаз» Каиргельды Кабылдин. Теперь нефть из Казахстана потечет в сторону польского Гданьска. России изменение маршрута поставок может принести дополнительные доходы, а для Украины -- серьезные потери.

В течение последних нескольких лет объемы транспортируемой через территорию Украины нефти неуклонно снижались. Так, если в 2007-м «Укртранснафта» по разным маршрутам прокачала порядка 50 млн тонн, то в 2008-м этот показатель составил уже 40,9 млн тонн (-19,5%), а в прошлом году только 38,5 млн (-5,9%). Львиная доля перевозимых объемов приходилась на российский экспорт -- 30,3 млн тонн за прошлый год, но казахское сырье также занимало в структуре транзита весьма заметное место. Однако и его количество в украинских трубах сокращалось год от года: 9,4 млн тонн в 2007-м, 7,8 млн -- в 2008-м и, наконец, 5,3 млн -- в 2009-м.

Одной из причин возникновения такой ситуации стало противоречие, в которое вступили два украино-казахских соглашения. В документе, подписанном в июне 2004 года, говорилось о том, что «транспортировка нефти осуществляется на основе долгосрочных договоров, в которых определяются ежегодные объемы». Но другой договор, заключенный «Укртранснафтой» и «Казтрансойлом» в декабре 2008 года, не предусматривал установления минимальных объемов прокачки. Киев не раз предлагал Астане сесть за стол переговоров и разрешить эту юридическую коллизию, но подобные призывы игнорировались. Падение объемов транспортировки не могло не сказаться на наполняемости украинского бюджета, и тогда было принято решение об увеличении платы за прокачку. С начала 2010 года транспортный тариф вырос с 7,85 до 9,1 долл. за тонну. 26 января «Укртранснафта» в одностороннем порядке расторгла договор о транзите казахской нефти. В ответ «Казтрансойл» с 1 февраля прекратил поставки сырья по южной ветке «Дружбы».

Альтернативный маршрут нашелся быстро. «Мы перенаправили потоки, где-то 3,5 млн тонн в направлении «Северная Дружба» -- Брест--Польша--Германия», -- сообщил вчера глава «Казмунайгаза» г-н Кабылдин. По словам директора Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, помимо тарифов, которые даже без учета их недавнего роста превышают белорусскую транзитную ставку примерно на 15%, у Казахстана есть немало причин для отказа от услуг Украины. «Киев любит поиграть и с платой за транзит, и с ценой поставок, но есть вопросы и к логистике. Например, нет уверенности в том, что Одесса--Броды будет продолжать работать в нынешнем режиме», -- пояснил эксперт. Напомним, что направление движения нефти по украинским трубопроводам также стало одной из причин отказа казахов от транзита. Так, в четвертом квартале прошлого года, чтобы обеспечить загрузку Кременчугского НПЗ с моря, «Укртранснафта» запустила нефтепровод Кременчуг--Одесса в реверсном режиме, что сделало невозможной перевалку казахской нефти через одесский порт. Кроме того, лучшие условия, возможно, предложили конечные потребители на северном направлении, а для трейдеров украинский транзит стал слишком неэкономным. Нельзя исключать и расчет Астаны на преференции, которые она получит, когда начнет функционировать Таможенный союз. Его единый кодекс вступит в силу 1 июля 2010 года. Это будет означать упразднение всех таможенных сборов на всем пути следования нефти -- от скважины в Казахстане до перекачивающей станции в Бресте. Оговоримся, что по российским правилам компании подают заявки на прокачку за два месяца. Таким образом, у «Казмунайгаза» как раз есть время, чтобы вписать свои поставки уже в льготный график загрузки.

Выгоду от изменения маршрутов получит и Россия. «Транзитное плечо до Белоруссии длиннее, чем до Украины. Тонна-километров становится больше, российские доходы от транспортировки растут», -- пояснил генеральный директор «Финэкспертизы» Агван Микаелян. С ним соглашается и Владимир Фейгин, по словам которого, замкнув на себя растущий казахский экспорт, Россия сможет получить колоссальные дивиденды. «У них растет добыча, они ищут альтернативные маршруты. Мы же создаем новые транзитные мощности и включаем их в свою систему», -- добавил эксперт. Украина же в этой ситуации рискует оказаться безнефтяным пространством, особенно если учесть, что Россия сокращает объемы транзита, а Китай закупает все больше сырья у Астаны. «Транзит казахской нефти, как и прокачка российского газа, является для Украины одним из основных источников поступлений в бюджет. Если Киев будет продолжать настаивать на увеличении тарифов, то лишь укрепит намерение экспортеров искать обходные пути поставок», -- подытожил г-н Микаелян.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.02.2010
Shtokman Development раскрыл не все карты
Тринадцать дней спустя после решения совета директоров Shtokman Development AG, оператора первой фазы освоения Штокмановского месторождения, об отсрочке проекта, руководство компании решило дать разъяснения.... >>
  • //  19.02.2010
Казахстан меняет маршрут поставки «черного золота»
«Мы обратились к российским коллегам, и они перенаправили нас в направлении, которое экономически оказалось выгоднее, чем на Одессу», -- заявил вчера в Астане глава компании «Казмунайгаз» Каиргельды Кабылдин. Теперь нефть из Казахстана потечет в сторону польского Гданьска... >>
  • //  19.02.2010
«АвтоВАЗ», Sollers и FIAT хотят создать общую сеть поставщиков
Альянсы «АвтоВАЗа» и Renault--Nissan, а также Sollers и FIAT (объявили о создании совместного предприятия на прошлой неделе) ведут переговоры о формировании общей сети поставщиков автокомпонентов.... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  19.02.2010
Нефтегазовые компании помогут «Крыльям Советов»
Премьер-министр Владимир Путин согласовал новых спонсоров для футбольного клуба «Крылья Советов», которые спасут команду от банкротства.... >>
  • //  19.02.2010
Росбанк и BSGV объединятся под одной крышей
Российские «дочки» французского Societe Generale -- BSGV (банк «Сосьете Женераль Восток») и Росбанк -- будут объединены. Другие банки, принадлежащие SocGen, -- «Русфинанс» и DeltaCredit попадут под управление этой новой компании... >>
//  читайте тему:  Банки
  • //  19.02.2010
Рубль пробил нижнюю границу коридора
Как и ожидали эксперты, нерешительность европейских лидеров в отношении помощи Греции продолжает сказываться на евро. После непродолжительной коррекции единая европейская валюта вновь начала падать: на российском рынке евро упал вчера более чем на 37 коп., до 40,88 руб., что является минимумом с декабря 2008 года... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика