N°66
18 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.04.2005
Сергей Члиянц: Работая с такими режиссерами, не нужно надувать щеки
версия для печати
«Настройщик» Киры Муратовой претендовал на «Нику» в восьми номинациях, но получил только три премии: за лучшие женские роли Аллы Демидовой и Нины Руслановой и за лучшую режиссерскую работу Киры Муратовой. Вроде бы хороший расклад, но явно недостаточный для этой во всех отношениях выдающейся картины. Похоже, большинство академиков просто не посмотрели этот фильм, отличающийся от того, что снимала прежде Муратова, гораздо большей ясностью. Сама Муратова называет новую картину терапевтической. У рядовых зрителей, впрочем, есть возможность на этот раз вынести суждение самим: в отличие от большинства муратовских картин, «Настройщик» все-таки вышел в прокат, хотя и в ограниченном количестве копий. И возможно, он способен повторить подвиг "Кофе и сигарет" Джима Джармуша -- фильма, собравшего в России рекордную сумму денег на одну копию. Во всяком случае, на премьере "Настройщика" в ЦДЛ, как и за несколько недель до этого на премьере в Доме кино, зал был переполнен и реагировал куда более бурно, чем публика, в последнее время регулярно собирающаяся в "Пушкинском" на премьерах российских блокбастеров. На премьере "Турецкого гамбита" Константин Эрнст сказал, что фильм этот -- попытка отстоять позиции мейнстрима «в стране победившего артхауса». Последовавшие за «Турецким гамбитом» отечественные мейнстримовские релизы ("Бой с тенью", "Побег", «Статский советник») подтвердили, что в России артхаусом теперь должно автоматически считаться любое кино, от названных блокбастеров отличающееся, иными словами, любая профессионально сделанная работа. Премьера "Настройщика" показала, что такого рода артхаус в России может рассчитывать на победу хотя бы у части публики. О том, как создавалась эта картина, Ларисе ЮСИПОВОЙ рассказал продюсер Сергей ЧЛИЯНЦ.

-- Я слышала, будто Муратова сказала: "Xочу снять короткий фильм", и с этого все началось.

-- Да, один из первых разговоров действительно сводился к тому, что Кира Георгиевна собралась сделать картину не длинную, не замороченную и, можно даже сказать, коммерческую. В муратовском понимании слова.

-- Инициатива альянса была ваша или Муратовой?

-- Инициатива принадлежала Каленову (Игорь Каленов -- петербургский продюсер. - Ред.).

-- Который отказался от этого сценария?

-- Не отказался. Как это попало ко мне, я уже и не помню. Помню, с Игорем мы встречались, обсуждали проект, могли даже делать этот фильм вместе, но я решил, что мне партнер в данном случае не нужен. Это был очень хороший сценарий. Такие редко встречаются.

-- А вы давно знакомы с Кирой Георгиевной?

-- Ну, наверное, года с 81-го. Я в какой-то из ее картин работал несколько минут. Ассистентом.

-- Несколько минут, потому что потом уволили?

-- Да нет, я был вообще разгильдяем страшным. Я работал на Одесской студии ассистентом режиссера. Иногда вторым режиссером, иногда администратором. Там существовала тогда мощная молодежная группировка. «Сейчас мы работаем ассистентами, но скоро поступим во ВГИК, закончим его и состоимся!» -- такое было настроение умов. В этой тусовке мы все варились, и все бегали к Муратовой за одобрением, за благословением. Она была таким гуру. И, сняв свой дебют, я, естественно, побежал к ней показывать. Тогда мы с ней немного сблизились. Если вообще можно с Муратовой сблизиться. Мало кому это удается. Я и сейчас, закончив «Настройщика», никак не могу сказать, что мы с ней близкие люди. Но мне кажется, она при всей моей репутации не говорит обо мне плохо.

-- Известно, что работа над всеми муратовскими фильмами всегда шла тяжело, с остановками и перебоями. «Настройщик» же снимался без трагедий и проволочек.

-- Значит, я хороший продюсер. Спланировали картину, подготовили картину, сняли в те сроки, в которые собирались. Несколько дольше монтировали, потому что короткой картина не получилась.

И не надо преувеличивать трудности. Фильм финансировали министерства двух государств -- России и Украины -- вполне прилично. Не сразу, но прилично. А поскольку у меня были какие-то запасы за счет проката «Бумера», мы смогли спокойно, без перерывов сделать эту картину.

Я вообще-то со всеми так пытаюсь работать: не мешай, не вреди, и все будет хорошо. Можешь помочь -- помоги, если не просят -- не лезь. А Муратова -- она же больше чем режиссер, намного. К тому же оказалось, что она умеет снимать по плану, по расписанию. Она готова к работе всегда. В отличие от многих, с кем я работал в последние годы... У меня нет болезненных амбиций, я никогда не напишу в титрах: «Сергей Члиянц представляет фильм Киры Муратовой». Если ей нужен в моем лице бухгалтер -- пожалуйста. Нужно чемоданы носить -- пожалуйста. Профинансировать и оплатить работы в известных пределах -- пожалуйста. В тех, о которых договорились.

«Хотите, ни во что не буду лезть», -- сразу предложил я. «Нет, ну что вы! Ну что вы! -- отвечает. -- Мне так интересно ваше мнение! Что вы думаете о сценарии?» -- «Ну, я думаю...» Ладно, поговорили... «А что с артистами?» Я говорю: «Кира, давайте вы не будете вмешиваться в мои переговоры ни с группой, ни с артистами, не будете спрашивать, какая у кого зарплата, не будете лоббировать... У вас же нет задачи потратить мои деньги в максимально большом объеме?» Она говорит: «Нет, ни в коем случае, я к деньгам отношусь с большим уважением. Меня интересует только работа». Но тем не менее она бесконечно всех пасла, опекала, выясняла: «А заплатили ли вам? А сделали ли? А произошло ли?» И так далее. В общем, очень смешно. Но это трогательно, понимаете? Люди многое готовы терпеть ради того, чтобы с ней работать... Знаете, кто-то у меня спросил, какая атмосфера на площадке у Муратовой? Да нет никакой. Все тихо, спокойно, все работает, творчества никакого нет. А вот приходишь, смотришь на экран: ешкин кот!

А часто бывает наоборот: на площадке все круто, у всех приборы ночного видения, везде «Адидас» написано... или чего там обычно пишут, «Кодак», да? Электроники море, краны всякие, стадикамы... Нет, я не против... Но это другая профессия.

-- А когда стало понятно, что фильм не получается коротким?

--
Когда позвонила Муратова и сказала: «Сережа, я не знаю, что происходит, но картина какая-то очень длинная. Этого не может быть, но она такая. Приезжайте и посмотрите». Я приехал в Одессу, сел в зале и заснул. Потому что накануне в Москве мы что-то отмечали, я очень устал, а в самолете встретил друзей, и мы опять что-то отмечали.... Естественно, я не весь фильм проспал. Поскольку хорошо знал сценарий и видел материал, сумел что-то сказать. Она смотрит на меня с подозрением: «Сергей, а вы же спали». Я говорю: «Да? Что, долго?» Она отвечает: «Вы проспали полфильма». Я говорю: «Кира, я вам обещаю: пойду и посмотрю его сейчас еще раз». Она говорит: «Зачем? Может, вам неинтересно?» Она, конечно, такой человек... прикольный. Даже после этого мы не поругались.

-- Мне кажется, этот фильм в большей степени зрительский, чем все предыдущие ее работы... Несмотря на объем, черно-белость...

- Вам кажется верно. Он действительно более зрительский, потому что в нем есть сюжет, коллизии, жанр, роковая красавица, мошенническая история. В нем много смешного, там есть вещи, которые легко растащить на анекдоты. Возможно, его будут цитировать. Ну например: «Я такая молодая, талантливая, красивая, и у меня совершенно нет денег. Это же несправедливо».

-- Муратова как-то меняется с годами? Взгляды? Характер?

-- Не знаю... По-моему, нет. Почему ей удается делать такие картины? Она честно живет. У нее цели настоящие. «Я хочу, чтобы меня услышали, и хорошо бы еще, чтобы поняли» -- это правильный мотив для того, чтобы делать фильм. Правильный мотив для режиссера. Другие мотивы, наверно, хороши только в молодости. Наверно, хорошо, когда молодой режиссер делает фильм, делает карьеру, делает паблисити, делает деньги, устраивает свою жизнь... Это хорошо и верно. Но Кира избрала другую позицию, причем органично, без насилия над собой... И, работая с таким режиссером, не нужно надувать щеки... Продюсер, продюсер... Развелось нас, понимаешь... Слишком много, пора травить...
Беседовала Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  18.04.2005
ИТАР-ТАСС
«Ника» объявила своих лауреатов
В этом году вручение национальной кинематографической премии «Ника» происходило в Театре Российской армии, когда-то Красной, потом Советской, а ныне Российской... >>
  • //  18.04.2005
Виктор Баженов
Режиссер Александр Назаров надул Институт Сервантеса
Все мои претензии к щукинскому выпускнику Александру Назарову и его Театральной команде Т-33 в юридическом смысле ничтожны. Спектакль «Дон Кихот и Ламанча» причинил мне ущерб, оскорбив и эстетическое, и нравственное чувство, однако требовать материальной компенсации я не собираюсь... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  18.04.2005
«Настройщик» Киры Муратовой претендовал на «Нику» в восьми номинациях, но получил только три премии: за лучшие женские роли Аллы Демидовой и Нины Руслановой и за лучшую режиссерскую работу Киры Муратовой... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  18.04.2005
В минувший четверг прыткий столичный литератор имел шанс поспеть сразу на два наградных мероприятия: днем в Доме русского зарубежья вручали премию Александра Солженицына, вечером в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы -- премию имени Ивана Петровича Белкина... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика